Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении

Педагогика и воспитание » Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении

Развитие художественно-творческих способностей личности является актуальной проблемой педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает живопись, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Проблемы в системе младшего школьного образования отчасти объясняются тем, что возможности художественного творчества используются в общеобразовательной школе не в полной мере, огромные общеразвивающие возможности художественного искусства остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса школьников к искусству и художественной самодеятельности. Хотя сейчас наблюдаются все более твердые шаги общеобразовательной школы направленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность. К одной особой среде можно отнести – изостудию, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защещеным и свободным.

Это культурно-досуговое объединение, которое может плодотворно функционировать только при условии развития творческих начал. Причем, дети и педагог включаются в процесс сотворчества.

Художественное творчество вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с огромной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малообеспеченных и малоимущих семей. Этот жанр обладает весьма значительным воспитательным потенциалом, определенным природой художественного искусства и необходимыми возможностями построения педагогического процесса.

Однако, с переходом на сферы платных услуг, многие учреждения культуры выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурно-досуговой деятельности, в частности и художественные студии. Детское творчество требует слишком большой отдачи и моральной, и материальной, оно всегда было нерентабельным.

Но недостаточное внимание к вопросам творческого развития, нравственно - эстетического воспитания оборачиваются в дальнейшем бездуховностью, безнравственностью подрастающего поколения. Зачастую сегодня в художественных студиях преобладает узкопрофессиональная направленность, основное внимание уделяется учебному процессу, а комплексному развитию ребенка отводиться второстепенная роль.

Нет условий для творческой деятельности, недостаточно полно используется методика формирования и развития творческих способностей.

Проблема исследования заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом художественно-творческой деятельности в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, и его недостаточным использованием в социальной практике.

Проблема исследования обусловила цель исследования: обосновать, разработать программу «развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении» на примере изостудии.

Задача исследования:

1. Проанализировать понятия «творчество», и «творческие способности».

2. Охарактеризовать возрастные особенности детей в младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей.

3. Рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии.

4. Проанализировать деятельность Алматинского Дворца школьников по развитию творческих способностей.

5. Разработать программу развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования творческие способности;

Предметом исследования: дети младшего школьного возраста.

Основными методами исследования выступали:

1. Включенное наблюдение,

2. Тестирование,

3. Эксперимент по специально разработанной программе.

Методологической основой исследования явились труды по психологии, рассматривающие проблемы творческих способностей: Запорожец А.В., Заволишена Д.Н., Мелик-Пшаева А.А., Выгодский Л.С., Матюшкин А.М., Лейтес Н.С., Божович Л.И., Леонтев А.Н., Ананьев Б.Г., Ярошевский М.Р., Мейлах Б.С., Давыдов В.В., Тихомиров О.К., Рубиштейн С.Л., Теплов. Б.М., Крутецкий В.А., Крылова А.А., Эльконин Д.Б., Пашум М., и другие;

Работы ведущих педагогов, раскрывающие развитие творческой личности ребенка: Смирнов А.А., Дубровина И.В. Шадриков В.Д., Азарова Л.Н., Бермус А.Г., Зак А.З., Круглова Л., Ксензова Г.Ю., Леднева С.А., Миронов Н.П., Субботина Л.Ю., Талызина Н.Ф., Тюников Ю., Флерина Е.А., Хуторский А.В. и другие.

В качестве базы исследования выступил Алматинский Дворец школьников, Медеуского района, города Алматы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная программа усовершенствования деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике.

Похожие статьи:

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии
Игра «Объяснялочки» Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами. Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке». Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае ...

Математическая карта темы «Подобные треугольники»
Анализ понятийного аппарата темы «Подобные треугольники» Формулировка определяемого понятия Логический анализ структуры определения Подведение под понятие Следствия из определения Возможные ошибки учащихся Термин Род Видовые отличия Логические связи Вид определения Опорные знания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...

Музыкальное обучение
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru