Формирование у учащихся пунктуационных умений

Пунктуационное умение - это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или не постановке знаков препинания в коммуникативных единицах - в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения. Поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи. В пунктуационном умении заложены как грамматико-синтаксические, так и речевые операции. В соответствии с этим оно состоит из следующих интеллектуальных операций, которые определяют последовательность применения пунктуационного правила:

в предложении упреждение смыслового отрезка, необходимого для выражения дополнительного значения, а в тексте - предвидение новой мысли и ее связи с предыдущей мыслью;

осознание структуры создаваемой конструкции, характера и места в ней смыслового отрезка;

определение в этой конструкции места знака (знаков) препинания и выбор нужного знака препинания;

постановка знака (знаков) препинания.

Перечисленные операции имеют своей основой разные виды знаний. Упреждение смыслового отрезка связано с темой и целью сообщения (знания о мире), а также со структурой текста (знание теории текстообразования). Осознание структуры конструкции базируется на знаниях о синтаксисе. Определение места знака и его выбор опираются и на знания по синтаксису, и на знания по теории пунктуации. Это разнообразие основ - экстралингвистических, речеведческих, синтаксико-грамматических и пунктуационных - существенно осложняет формирование пунктуационных умений. В связи с этим повышается роль работы по обогащению знаний, по теории текста, синтаксиса и пунктуации в процессе формирования пунктуационных умений.

Похожие статьи:

Основные теории воспитательного коллектива
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей, прои ...

Сущность деятельностного подхода в педагогике
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного ...

Построение карты аргументации
Позиция: «Я не определился со своей будущей специальностью» Аргумент Я не определился с выбором специальности, потому что мне все равно, куда поступать. Поддержки П1. Я смогу реализовать себя и без высшего образования П2. Для высокопоставленного лица главное – сам факт наличия высшего образования П ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru