Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии

Страница 1

Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия. Нельзя ни на минуту забывать, что оптимальный период для занятий искусством - детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально- психологического склада личности. Надо понять, что занятия искусством - это не барская прихоть, это - необходимость: правое полушарие – «эмоциональный мозг» - является базисом для развития левого полушария – «мозга рассудочного». Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность - святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания. В этой связи становится очевидным, к чему приводит недооценка художественного образования подрастающего поколения: оно запрограммировано на ущербность развития, что ведет к непредсказуемым последствиям во всех сферах деятельности человека.

Дети совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое их дело - это каждый раз новая задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы, если определиться, старая это задача или новая. Вот ребенку нужно нарезать бумагу по прямой линии. Перед ним стоит задача. Как ее решить, он уже хорошо знает. Сначала он учился. Потом, когда он натренировался, напрактиковался, эта становится для него старой. Но вот перед ребенком положили шаблон круга, который надо расположить на листе так, чтобы наиболее экономно расходовать материал, да еще при этом красиво вырезать. Это уже непривычно. Раньше ему не приходилось сталкиваться с таким делом. Это новая для него задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И хотя задача не очень сложная, ее можно уже отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычайно широк - от нахождения решения задачи или головоломки до изобретения новой машины или даже до научного открытия. Но суть их одна: при решении этих задач совершается акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д., все то, что в совокупности и развивает творческие способности учащихся. И как ни покажется на первый взгляд странным более сложная, иногда не каждому посильная, творческая деятельность привлекает к себе детей. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Перед кружком, клубом, перед каждым преподавателем встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех ребят, которые занимаются в кружке, вырастить не только здоровым и крепким, но и, обязательно, инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход в любом деле, за какое бы он, ни взялся. Преподавателю нужно увидеть возможности совершенствования каждого ребенка. Каждому ученику нужно создавать такие условия для самоутверждения, когда он доказывает, что тоже что-то может делать наравне с другими, а то и лучше других. Ребенок должен переживать ситуацию успеха, иначе рано или поздно у него пропадет всякий интерес к занятиям.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Особенности профессиональной ориентации на современном этапе
Принципиально новым к началу нашего столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства ...

Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений
Д.Б. Эльконин считает, что чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели Н.И. Жинкин считал, что на буквенном этапе обучения необходимо учитывать позиционный принцип русской графики, означающий, что при чтении у ...

Общая характеристика методов научного исследования
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изла ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru