Химические пигменты

Страница 1

1) Природные пигменты.

Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.

Красиво окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только в качестве украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и других племён и народов. Первыми минеральными красителями стали многоцветные природные охры, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь.

В истории развития русской культуры, в искусстве церковной иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей и подкрашенных акрилом глин, иконописцы не без оснований отдают предпочтение и пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.

Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, минералы встречаются как в виде эффектных кристаллов и кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разнообразных скоплений тонкозернистого строения, а в некоторых случаях это могут быть и некристаллические, аморфные образования, например — лимониты.

Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные плоскостями поверхностей скола и естественных граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственно цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д. Древние иконописцы знали много рецептов смешивания минералов друг с другом при приготовлении красок, добиваясь тем самым выразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного или коричневого цвета за счёт малой добавки в краску определённого минерала приобретает объём и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.

Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях. Окраска некоторых из минералов — пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается ярче при крупнозернистом помоле, но это не может рассматриваться как универсальное правило.

После растирания минерала полученный порошок разводится в разбавленном водой яичном желтке и краска, называемая «яичная темпера», готова. Использовать её следует сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежит долгому хранению и может быстро испортиться. Для настенных росписей, называемых «фресками», вместо желтка используется, как правило, яичный белок.

Минералы-пигменты относятся к различным классам соединений:

силикаты: — лазурит («ляпис-лазурь»), глауконит, волконскоит, хлориты; оксиды (окислы): — гематит, лимонит, окислы марганца, магнетит; сульфиды: киноварь, аурипигмент, реальгар; карбонаты: — церуссит (природные свинцовые белила), малахит, азурит, сидерит; сульфаты: — ярозит, барит (бариевые белила); фосфаты — вивианит; вольфраматы: — вульфенит; хроматы: — крокоит.

Природные органические пигменты выделяют из различных частей растений (корни, стебли, листья) и животных. Наример, индиго добывали из стеблей и листьев растения индигоферы.

2) Неорганические пигменты.

Название пигмента

Химический состав

Цвет

Свойства

Оксиды металлов

1

Массикот

PbO

Оранжево-желтый,

не яркий

Неустойчив и не стоек к действию внешних атмосферных влияний, кислот, сероводорода, высоких температур, к действию щелочей вполне устойчив. Пигменты применяются не только в качестве краски, но и как сиккатив при варке олифы.

2

Свинцовый сурик («голубиная кровь»)

Pb3O

Красный

В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темнокоричневый оттенок.

3

Красная охра

Смесь безводной окиси железа с глиной.

От светлого теплого тона (венецианской красной) до темного, более холодного, индийской красной (английской красной)

В естественном состоянии ее можно найтии в вулканических породах. Или получить нагреванием желтой охры. Этот пигмент хорошо смешивается с другими, образуя большую гамму натуральных оттенков.

4

Натуральная охра

Fe2O3∙nH2O

Желтый

В зависимости от количества и формы содержания в них соединений железа охры имеют тот или иной цвет.

5

Сиена жженная

Fe2O3 с примесями MnO2 и глины.

Коричневый

По представлениям специалистов классические сиены должны обладать рядом свойств:желто-коричневым тоном с теплым оттенком в полном тоне, сильными лессирующими свойствами и явным желтоватым тоном в разбеле с маслом.

6

Умбра

SiO2,Al2O3,

Fe2O3, Mn2O3, CaO,

H2O.

От красно-коричневого до зеленовато-коричневого.

Устойчива к действию света и щелочей. При пркаливании образуется жженная умбра – темно-коричневый пигмент разнообразных оттенков.

7

Коричневая Ван Дейка, Кассельский коричневый

Представляет собой углистое, гумусовое или бутуминозное вещество, пропитанное гидроокислами железа.

Коричнево-черный цвет.

Лессирует в масляной краске. При нагревании более 150°C меняет свойства.

8

Синий кобальт

CoO∙Al2O3

Чисто-синий цвет различных оттенков: от светло-голубого до темно-синего.

Светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и смесях.

9

Церелиум

CoO+SnO2

Al2O3+MgO

Зеленовато-голубой

Устойчив к щелочам, свету, атмосфере, температуре (до 1250°C), при нагревании растворяется в кислотах.

10

Зеленый хромовый

Cr2O3

Оливково-зеленый

Отличающие свойства – огнеупорность, прочность цвета, на который не действуют ни щелочи, ни кислоты.

11

Цинковые белила

Безводная окись цинка

Белый

Медленно высыхают, образуют хрупкий, склонный к растрескиванию слой, обладают способность притягивать и удерживать влагу из воздуха.

12

Титановые белила

Диоксид титана (TiO2)

Белый

Высокая укрывистость, стойкость к атмосферным агентам, высокая светостойкость.

Соли

13

Мел

Основу химического состава мела составляет карбанат кальця с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутсвует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов.

Белый

Мягкий и рассыпчатый. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов.

14

Гипс

CaSO4∙2H2O

Белый

Мало растворимая, кристаллизованная серно-известковая соль.

15

Свинцовые белила

Сложное соединение свинца (водная окись углекислого свинца).

Белый

Свинцовые белила хорошо стираются с маслом, быстро высыхают и способствуют более скорому просыханию смешанных с ними красок, так как обладают свойствами сиккатива. Недостаток – высыхая с маслом, несколько желтеют.

16

Белила баритовые

Сернокислый барий

Белый

Применяются в качестве примеси, для удешевления более ценных свинцовых, цинковых и титановых; сами по себе не употребляются, так как мало укрывисты.

17

Цинковый желтый

ZnCrO4

Желтый

Отчасти растворима в холодной воде, что не безразлично для водяной живописи.

18

Баритовый желтый

BaCrO4

Желтый

В смеси с другими красками стоек, однако кроющая способность его так мала, что он не имеет никакого значения для масляной живописи.

19

Азурит

2CuCO3∙Cu(OH)2

Синий

Имеет очень слабую кровельную способность, не интенсивна, годен только для клеевых красок, чувствителен к сернистым испарениям, от которых быстро получается грязный оттенок.

20

Берлинская лазурь

Является по своему составу соединением, получаемым из железисто-синеродистого калия и железного купороса.

Темно-синий

Светоустойчив, но его не следует смешивать с цинковыми белилами, так как от этого он обесцвечивается. Не рекомендуется сочетания с желтыми и красными кадмиями, окисью хрома, изумрудной зеленой, охрами и жженной сиеной, так как эти смеси способны к потемнению.

21

Вивианит

Fe3(PO4)2∙8H2O

Слабо-зеленый

Хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями и быстро сохнет. Боится щелочей и, в особенности, извести и всех веществ ее содержащих; быстро выцветает.

22

Швейнфуртская

зелень

Cu(CH3COO)2∙

∙3Cu(AsO2)2

Зеленый

Является наиболее ценным из всех зеленых пигментов.

В смеси с кадмием в самое короткое время обращается в черную краску.

23

Малахит

Cu(CO3)2∙Cu(OH)2

От светло-зеленого до темно-зеленого

При нагревании малахит теряет воду и разрушается, становясь черным. При взаимодействии с соляной кислотой растворяется с выделением углекислого газа.

24

Ярь-медянка

Пигмент на основе уксуснокислой меди

Ярко-зеленый

Употребляется не в чистом виде, а всегда в смеси со свинцовыми белилами и дает чрезвычайно прочную окраску, так как химически соединяется с олифой.

25

Темный кобальт

Co3(PO4)2

фиолетовый

Хорошо смешивается с маслом. Этот пигмент светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в соединении с которыми он чернеет.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Теоретические основы процесса воспитания
Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование». Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означа ...

Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия
Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, ...

Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе
Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия. В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педаг ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru