Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Изучение функциональной межполушарной асимметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом Полем Брока.
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены. Однако, это очень грубое и общее утверждение. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки. В то же время понятно, что из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон и имеется большее число волокон от правого полушария к правой половине тела, то есть оба полушария как бы стремятся осуществлять больший моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая ассиметрия может стать одним из объяснений преобладания праворукой активности.
Таким образом, получается, что у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких эта функция принадлежит правому полушарию.
Однако, разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. Так, левое полушарие – вербальное, логическое, «рассудочное». Данное полушарие обрабатывает информацию, поступившую в мозг последовательно, аналитически. То есть, ему свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от общего к частному), когда анализ предшествует синтезу.
Правое же полушарие же – невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции.
Таким образом, применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.
Дальнейшие исследования показали, что левое полушарие «управляет» не только речью, но и другими высшими функциями. Именно это и дало основание для развития представлений о левом полушарии как о главном, ведущем (доминантнм), а правое воспринималось как второстепенное, подконтрольное левому.
Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого полушария есть «свои» функции. Было обнаружено, что у людей с повреждениями левого полушария не только нарушалась речь, но и страдали другие функции – письмо, чтение, произвольная регуляция движений.
Выявлены были и нарушения деятельности, связанные с повреждением правого полушария, – глубокие нарушения ориентации в пространстве, затруднения в выполнении некоторых самых простых действий, например, застегивание пуговиц или шнуровка ботинок оказывались непосильным, нарушалось представление о собственном теле. Оказалось, что поражение правого полушария приводит к снижению или потере музыкальных способностей и прежде всего способности к пению, возникает «музыкальная глухота», в отличии от поражений левого полушария, для которого характерна «словесная глухота».
Похожие статьи:
Тенденции в специализации обучения
Все больше американских студентов, поступая учиться в университеты и колледжи, выбирают специальность, связанную с миром бизнеса и профессиональной карьерой. К концу 1980–81 учебного года эти тенденции наметились особенно ясно. За этот год были вручены дипломы по следующим специальностям: Шестьдеся ...
Структура воспитательной системы школы
Структура воспитательной системы выглядит так: 1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей; 3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; 4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие с ...
Устная работа
Наиболее хорошим методом проверки знания фактического материала и качества мышления школьника является устный опрос. При проведении устного опроса учитель стремится проверить, насколько учащиеся овладели учебным материалом, и, кроме того, вовлечь, по возможности всех учащихся в активную работу. Все ...