Функциональная организация мозга леворуких детей

Страница 2

Установлено, что при поражении правого и левого полушарий нарушаются разные виды памяти, появляются или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному нарушаются процессы мышления.

Эти наблюдения практически легли в основу складывающихся в течение столетия представлений о межполушарной асимметрии, неравнозначности роли правого и левого полушарий в организации и регулировании различных видов деятельности человека. Но следует учитывать, что судить о роли полушария по такой простой схеме – при повреждении определенной части мозга нарушена такая-то функция, значит именно эта часть (зона) мозга контролирует функцию – невозможно. Во-первых, потому что обеспечение любой деятельности, даже самой простой, связано со взаимодействием различных структур мозга. Кроме того, любая деятельность представляет собой сложный процесс и может нарушаться не деятельность вообще, а лишь один или несколько ее компонентов, создавая эффект нарушения деятельности в целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладает колоссальными компенсаторными способностями, позволяющими ему приспосабливаться, включать в деятельность иные структуры и механизмы и поэтому наши выводы о работе пораженного мозга могут дать нам неверную или неточную информацию.

Изучение расщепленного мозга показало, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, устную или письменную. Однако не только левое, но и правое полушарие принимает участие в реализации речевых функций и дает возможность человеку понимать слова. Способностью воспринимать и понимать слова обладает и правое полушарие.

Все эти данные показали, что роль отдельного полушария в регуляции определенной деятельности не абсолютна, и каждое из них регулирует различные стороны деятельности. Без правого полушария левое становится «глухим» к интонации речи и модуляции голоса. Левое полушарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но нечувствительно к музыке.

В большинстве случаев одна из рук является рабочей, или ведущей. Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «ведает» или «командует» главным образом контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей – левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеет ведущую правую руку и лишь примерно 10% – левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют амбидекстрами, или обоерукими).

При расщепленном мозге правая рука, анатомически не связанная с левым полушарием и функционально подчиненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию даже самых простых изображений. Правая рука утрачивает способность сложить элементарную фигуру из кубиков, выбрать на ощупь геометрические фигуры или определенные предметы. С этими задачами относительно легко справляется левая рука, однако назвать предмет, выбранный левой рукой не совсем просто.

Физиологи Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова считают, что характер нарушений деятельности у левшей не зависит от стороны поражения мозга. Она не совпадает ни с одной из двух четко различных (соответственно поражению двух полушарий) у правшей. По мнению этих исследователей картина поражений для леворуких отличается тем, что характер нарушений деятельности не связан со стороной поражения мозга и это служит основанием для предположения об отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга. Несомненным является тот факт, что мозг левши – это не зеркальное отражение мозга правши. Поэтому было бы грубейшей ошибкой приписывать левшам свойства, характерные для правого полушария правшей.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста
Получение числа закрепляется различными упражнениями Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 7 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 10. Наклейте или раскрасьте 9 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 9 клеточек синим карандашом. Скол ...

Выбор объекта экскурсии
Каждая из производственных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся. Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного ...

Педагогические и режиссерские методы Е.Б. Вахтангова
Актерские школы и студии, в которых работал Вахтангов, трудно сосчитать. Помимо Первой и Мансуровской студий Вахтангов преподавал и во Второй студии МХТ, читал лекции по системе Станиславского в «Культур-лиге», в Пролеткульте, в студиях Б. В. Чайковского и А.О. Гунст. В Шаляпинской студии он провод ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru