Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога » Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Страница 1

Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, стоящая перед учителем и предполагающая организацию на уроке совместной работы учителя и учащихся, в процессе которой будут осваиваться новые способы нестандартного решения образовательных и культурных задач.

В ходе урока учитель литературы должен создать условия, позволяющие воссоздать целостную картину мира и бытия, для «погружения» учащихся в различные ситуации, требующие проявления определенных умений и качеств, обусловленных развитием культурно–эстетического опыта ученика. Литературное образование в отечественной школе сегодня связано с задачами и проблемами совершенствования содержания процесса обучения, его гуманизацией и развитием личности учащегося.

Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого–либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях.

Для решения педагогических задач в рамках предполагающейся стратегии требуются значительные изменения в деятельности учителя в организации урока литературы и школьного литературного образования. Ядром такого урока становится совокупность собственных прочтений и интерпретаций, составляющих эстетически–коммуникативное событие – глубокое осмысление художественного текста в процессе творческого создания собственного представления о нем.

Педагогическая цель деятельности учителя литературы в этих условиях состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции.

Влияние учителя литературы на рост культурного опыта учеников эффективно при постоянном совершенствовании профессиональных навыков. Эффективность всей организации образовательного содержания урока обеспечивается умением педагога к многомерному видению и глубокому проникновению в личностные особенности участников организованного на уроке диалога, его способности мыслить нестандартно, излагать мысли выразительно и доступно, отвечать на вопросы учеников точно и определенно, слушать понимающе и доброжелательно, создавая устойчивый психологический контакт. Педагогу важно обрести особое творческое состояние и развивать свои способности в организации открытого и свободного диалога на уроке литературы, на основе совершенствования своего чувства естественности, непринужденности публичного выступления.

Личность педагога и весь его творческий потенциал являются основой эффективной организации урока литературы. В педагогической деятельности, более, чем в любой другой профессии, значительную роль играют личностные качества. Педагогическое творчество, представляющее собой феномен особого рода, при всей своей специфике имеет немало общего с профессиональной деятельностью ученого, артиста, писателя, способствуя взаимообогащению на основе творческого сотрудничества обучаемого и обучающего. Осознание учителем уровня своего мастерства в сопоставлении с идеальными моделями, задает ориентиры для установления параметров профессионального совершенствования. Источниками развития личного профессионального самосознания выступают три взаимосвязанных компонента: знание о себе как о специалисте, эмоциональное отношение к себе как педагогу–профессионалу и оценка себя как специалиста. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Вопросы выбора колледжа или университета
При выборе университета или колледжа американцам нужно узнавать не только о требованиях для поступления в учебное заведение (и о плате за учение), им приходится также думать и о многом другом. Им необходимо знать следующее: Какой диплом дает колледж? Каков срок обучения? На факультетах университета ...

Особенности учительской деятельности
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня ...

Методы и приемы обучения на занятиях
При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с нат ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru