Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога » Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Страница 3

В данной работе на основе теоретического исследования научно-исследовательских публикаций, посвященных профессиональным качествам учителя литературы, изучены основные аспекты этого вопроса.

Основные научные результаты исследования можно сформулировать следующим образом.

В современной научной педагогической литературе выделяется следующие личностные и профессиональные способности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и пр., представляющие собой целостную структурированную систему. В комплексе можно выделить две группы способностей – личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.

Профессионально значимые качества учителя литературы предполагают наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования, представления о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, осмысления школьной программы и разработки собственной педагогической концепции, способности проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно–эстетического и языкового уровней, умения анализировать конкретное произведение в историко-функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, способности понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера. Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого–либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях. Педагогическая цель деятельности учителя литературы состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.

Эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Пересказ как средство развития речи на уроках чтения
Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказыв ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru