Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога » Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы

Страница 1

Феномен профессионально–педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной стороны, содержание его профессиональной деятельности, с другой – представляет собой инструмент, позволяющий учителю принимать участие в создании, обновлении и трансляции культуры.

На основе изучения теоретического материала, мы выделили профессионально значимые качества учителя литературы.

Прежде всего, это наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования в различные периоды истории. В связи с общим понятием важно осмысление связи образования и культуры, культуры и литературы, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и практическое умение применять эти знания в педагогической деятельности и общении, направленных на трансляцию художественно–духовных ценностей на уроке литературы.

Учителю–филологу важно иметь представление о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, как единство индивидуального и общего, в котором выражается слитность истины художественного образа с правдой эпохи, отражаемой в художественном произведении. Культурный контекст составляет необходимое и обязательное условие понимания сущности художественного образа.

При осмыслении школьной программы и разработке собственной педагогической концепции, определяющей характер изучения творческого наследия писателей и анализа конкретного литературного произведения, для учителя важно умение ориентироваться и применять знания о связи культуры и художественного образа.

В комплекс основных качеств учителя–филолога, входит его способность проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно–эстетического и языкового уровней, на основе которого формируется собственная педагогическая концепция интерпретации художественного произведения на уроке литературы.

С этим сочетается умение анализировать конкретное произведение в историко–функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, что важно для личностного самоопределения и осваивания ведущей позиции в диалоге.

Важным компонентом профессионально–педагогической культуры учителя литературы является способность понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера, воспринимать язык литературного текста как носитель национальной культуры.

Значимым умением для учителя литературы является способность сочетать собственно литературное развитие учеников с развитием их эстетических способностей, на основе использования на уроках приемов анализа художественного произведения.

Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

Как показывает педагогическая практика, особую и наибольшую трудность в условиях реформирования современной школы для учителя–филолога представляет освоение и реализация инновационных принципов, идей и установок, которые содержат создающиеся сегодня учебные комплексы по литературе.

Отбор и характер изложения материала в современных учебниках по литературе осуществляется с первоочередным вниманием к художественной, эстетической и культурной значимости произведения. Это снижает проблемно–тематическую ограниченность и заданность, позволяя учителю вести по–настоящему интересное для учащихся изучение классики и современной литературы. Учителя литературы не сковывают жесткие идеологические ограничения, и он может использовать в педагогической практике сложные литературоведческие понятия – «положительный герой», «идеал» – наполненные новым содержание: положительный герой сегодня – это не просто смелый и решительный человек, отстаивающий классовые интересы, но человек ищущий и сомневающийся, с обостренным чувством собственного достоинства и признающий право на такое чувство за другим человеком. Понятие «идеал» составляют высшие общечеловеческие ценности – Добро, Красота, Истина, признание прав личности права на жизнь, счастье и свободу.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких м ...

Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания ку ...

Методы и формы воспитания детей старшего дошкольного возраста культуре поведения
Метод (от греч. слова metodos – буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной д ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru