Иным образом в учебниках поданы и сведения теории литературы. Прежде связь теоретических знаний с анализом художественного текста лишь декларировалась, и все внимание уделялось только освоению учащимися терминов и определений. Сегодня система теоретических понятий отбор литературного материала учебного пособия.
Эти принципы воплощают идею всесторонней гуманизации образования, связи образовательных возможностей с личностным выбором, формирование простора для самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.
Инновационная и культурологическая специфика современных учебных комплексов требует значительного повышения профессиональной квалификации учителя литературы, которое выражается в возникновении положительной мотивации в процессе освоения тем и проблем, в сформированности комплексного методологического подхода к урокам литературы, в выработке собственной педагогической концепции обучения, в подлинном обогащении знаний и совершенствовании своих профессиональных умений и навыков, в расширении круга ценностных ориентаций, в рефлексии и привнесении творческого начала в решение каждой педагогической задачи.
Таким образом, профессионально значимые качества учителя литературы предполагают наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования, представления о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, осмысления школьной программы и разработки собственной педагогической концепции, способности проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно–эстетического и языкового уровней, умения анализировать конкретное произведение в историко–функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, способности понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера. Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.
Похожие статьи:
Понятие "связная речь" в лингвистической литературе
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психологической и специальной литературе. Применительно ...
Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...
Принципы как составная часть деятельностного подхода
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие: ¨ принцип субъективности воспитания; ¨ принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; ¨ принцип учета сензитивных периодов развития; ¨ принцип со – трансформации; ¨ принцип преодоления зоны прибл ...