Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы

Педагогика и воспитание » Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации » Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы

Страница 1

Общие принципы построения воспитательной системы содержит концепция воспитательной системы школы.

Основная концептуальная идея воспитательной системы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важным фактором формирования единой региональной культуры.

Принципы построения воспитательной системы школы:

Ÿ принцип природосообразности;

Ÿ гуманизации;

Ÿ личностно-ориентированного обучения и воспитания;

Ÿ педагогики сотрудничества;

Ÿ диалогичности;

Ÿ культуросообразности;

Ÿ системности;

Ÿ успешности;

Ÿ творческой самодеятельности воспитанников.

Такие принципы построения обусловлены тем, что школа в современном обществе должна стать гарантом интеллектуального, нравственного развития воспитанников, она должна удовлетворять самые разнообразные запросы детей.

Основной целью образовательного учреждения является обеспечение каждому учащемуся к моменту выхода из школы общественно-необходимой нормы социального развития для вхождения в самостоятельную жизнь и свободной адаптации в ней.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи, выполнение которых и является условиями формирования воспитательной системы школы:

1) Обеспечить новый подход к организации воспитательного процесса: личностно-центрированное, личностно-ориентированное воспитание.

Выделяется два аспекта: личностный и деятельностный. В личностном плане это предполагает толерантное отношение к ученику, т.е. изменение отношение к учащемуся как к партнеру педагогического общения, принятия ученика таким, какой он есть; в деятельностном плане – школьник воспитывается через деятельность во внеурочное, внешкольное время.

2) Обеспечить высокое качество воспитания учащихся школы.

3) Формировать у школьников способность к социокультурному самоопределению.

4) Формировать культуру отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, своим способностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени.

5) Подготовить выпускника к свободе (деятельности, выбора, общения и т.п.).

6) Своевременно выявлять и развивать физические, интеллектуальные, творческие способности учащихся.

7) Воспитывать чувства, учить любить людей, жизнь, воспитывать гражданственность, гуманизм, любовь к Родине, приобщая к духовным национальным, общечеловеческим ценностям, развивать коммуникативные качества личности.

Нужно отметить, что создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Изменения, произошедшие за последние полтора десятилетия в политической, экономической, социальной, культурной, духовной областях жизни российского общества, оказали влияние на все социальные институты, в том числе и на образование. Развал общественных структур, распад системы социальных отношений, идеологический вакуум, дегуманизация и криминализация общества, вызванные поиском новых путей социально-политического и социально-экономического развития общества, подвергли воспитание разрушительному воздействию. Пропаганда индивидуализма, его противопоставление общественному, выхолащивание понятия "коллективное" оказывает мощное негативное воздействие на подростков и молодёжь, так как освобождает человека от усилий для восхождения на уровень современной мировой культуры. В аналитических материалах коллегии Московского департамента образования отмечается, что в ряде школ "демонтированы" воспитательные системы, меняются ценностные ориентации. Сложная социально-психологическая обстановка требует пересмотра позиции педагогов на функции школы в развитии личности. С одной стороны, история человечества доказывает, что воспитание личности является одним из факторов общественного развития; с другой стороны, социальный кризис лишает воспитание социальных опор и достойного содержания. Известный французский педагог С. Френе справедливо утверждал, что будущая демократизация общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества. В последние годы происходит все большее понимание данного обстоятельства на государственном уровне. В этой связи в документе, определяющим государственную образовательную политику на ближайшее десятилетие, "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г", отмечается, что воспитание является первостепенным приоритетом в образовании и должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Как показывает мировой опыт, организация воспитания как центрального, структурообразующего элемента образовательного процесса невозможна без учета сущностных сторон жизни растущего человека, способа его взаимодействия с окружающим миром и с самим собой в процессе реализации своих жизненных планов. Следовательно, необходима целенаправленная и последовательная гуманизация воспитательного пространства. Анализ современной практики показывает, что процессу гуманизации воспитания в школе присущ противоречивый характер. С одной стороны все признают ее необходимость, с другой, ее практическая реализация происходит с позиций традиционной, классической парадигмы образования. Кризис воспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит в. том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни - о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Разрешение противоречий воспитания в целом, и противоречий гуманизации воспитания в частности возможно, прежде всего, через организацию такой школы и создание такой воспитательной системы, которые бы способствовали становлению личностного образа ребенка, поиску им индивидуального пути своего развития, ценностей и смыслов жизни, овладению технологиями саморазвития и жизнетворчества, культурного самостроительства личности. В связи с этим, подчеркивает Е.В. Бондаревская, фундаментальной задачей педагогики, как теоретической, так и практической, является возрождение смыслообразующей роли воспитания в жизни человека и российского общества. Современная педагогическая наука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новой теории и методики воспитания. Наиболее полно изучены проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), определения роли культуры в гуманизации воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, СВ. Кульневич, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), гуманизации отношений в воспитательном процессе (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалёв и др.), творческого развития и саморазвития детей (М.В. Богуславский, О.С. Газман, Г.Б. Корнетов и др.).

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Коммуникативный аспект изучения предложения
Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении в ...

Приемы формирования читательских умений у младших школьников
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения. Формироваться умения будут, через следующие приемы и мет ...

Психология усвоения чтения
По существу, усвоение чтения с психологической точки зрения можно представить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это овладение навыком, техникой чтения. В широком смысле – это формирование деятельности чтения как коммуникативно-речевого процесса, включая возникновение специфической читател ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru