Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, – всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание". Так вот, правильно организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. А в этом классному руководителю помогают:
Заместитель директора по воспитательной работе составляет школьный план, помогает в составлении планов работы классных руководителей по конкретному направлению, осуществляет контроль за их выполнением; проводит тематические педагогические советы, целью которых является повышение педагогического мастерства и культуры классных руководителей.
Психолог помогает в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, даёт рекомендации в составлении плана работы с каждой семьёй индивидуально; осуществляет профориентационную работу.
Социальный педагог берёт на контроль и осуществляет коррекционную работу с неблагополучными семьями; взаимодействует с районными организациями, работающими в этом направлении: органами опёки и попечительства УО, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних при РОВД.
Школьный библиотекарь подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по конкретному направлению в помощь классному руководителю.
В педагогической литературе выделяют четыре основных этапа работы классного руководителя с родителями:
1.Работа с родителями учащихся начальной школы.
2.Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
3.Работа с родителями учащихся основной школы (6-8 классы).
4.Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
При этом взаимодействии выполняется ряд функций:
- информационная (своевременное информирование родителей и учащихся по вопросам обучения и воспитания);
- воспитательно-развивающая (позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей, защита не ученика, а человека в нём, подход к каждому ребёнку "с оптимистической позиции" (А.С. Макаренко), развитие способностей и интересов воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс);
- формирующая (общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, человеку, культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей);
- охранно-оздоровительная (поддержка физического здоровья учащихся);
- контролирующая (контроль воспитательного потенциала семьи, изменения уровня воспитанности учащегося, освоения им учебной программы);
- бытовая (обеспечение необходимых условий для нормальной жизнедеятельности ребёнка).
К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей;
Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает:
Изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
Группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребёнка и детей класса;
Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Похожие статьи:
Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и т ...
Занятие как основная форма экологического образования дошкольников
Одним из важных средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста является систематическое обучение на занятиях. На протяжении ряда десятилетий XX в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фрон ...
Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами
развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...