Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе

Страница 1

Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия.

В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Е. А. Ичаловская в исследовании развития эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися, основной акцент сделала на корреляционном взаимодействии высокоразвитой эмпатии в результате ее специального развития у педагогов с активной поддержкой данными педагогами творчески одаренных детей. Н. А. Скляр исследовала психолого-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Н. А. Щербакова занималась рассмотрением развития эмпатических способностей студентов – психологов средствами художественной литературы.

Остановимся более подробно на тех исследованиях, в которых идет речь о формировании эмпатии студентов педагогических колледжей.

Прежде всего обратимся к работе Н.А. Мозговой «Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися». Эта работа интересна тем, что в ней рассматриваются условия формирования эмпатии студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования. Автор выделяет «психолого-педагогические механизмы и условия формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися в целостном процессе профессионально-педагогической подготовки учителей. Одним из основных положений работы является утверждение о том, что «эффективность формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися может быть существенно повышена, если имеет различия в технологии на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки (педагогическом колледже и педагогическом вузе)».

Делая выводы по результатам проведённой работы, автор пишет: «Нами выделена следующая последовательность этапов формирования исследуемого феномена в педагогическом колледже:

включение в игровую деятельность с целью актуализации эмоционального опыта детства, развития эмпатийных способностей и качеств;

анализ человеческих взаимоотношений с целью накопления представлений о сущности и характере эмпатийного взаимодействия;

формирование понятия об эмпатии и условиях эмпатийного общения;

анализ и решение педагогических ситуаций с целью выявления способов и средств эмпатийного взаимодействия;

организация практической педагогической деятельности студентов с целью актуализации полученных знаний, накопления опыта эмпатийного взаимодействия - включения установки в структуру деятельности.

Для педагогического вуза - это несколько иная последовательность:

формирование понятия об эмпатийном общении, теоретическое осмысление роли эмпатии в педагогической деятельности;

накопление теоретических знаний об особенностях эмпатийного общения и условиях, необходимых для его установления;

анализ примеров взаимоотношений педагога и учащегося с точки зрения места и роли эмпатии в них, выявления способов эмпатийного взаимодействия;

проигрывание педагогических ситуаций и организация тренинговых упражнений с целью развития эмпатийных способностей и качеств;

включение студентов в самостоятельную педагогическую деятельность с целью поиска собственной системы приемов эмпатийного взаимодействия и актуализации установки на эмпатию в педагогическом общении с учащимися».

Н.А. Мозговая выделяет также некоторые общие условия, характеризующие процесс формирования эмпатии у будущих педагогов:

«единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов формируемой установки с их системообразующей связью: мотивационным стержнем готовности к эмпатии»;

«адекватное взаимодействие в процессе формирования побудительных и исполнительных механизмов, определяемых эмоциональной идентификацией и децентрацией»;

«адекватная реализация психолого-педагогических условий, в совокупности воссоздающих целостную картину обеспечения эмоционально-положительного настроя в общении будущих учителей с учащимися, единства действия всех компонентов педагогической установки на эмпатию» .

Д.В. Белых в работе «Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа» утверждает: «Одним из личностно-профессиональных значимых свойств учителя, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов педагогических колледжей выступает как условие формирования профессиональной пригодности».

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Типы и виды практико-ориентированных задач на уроках физики
Физические задачи классифицируются по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия задачи, по степени сложности и т.п. По содержанию физические задачи делят в зависимости от физического материала, в них рассматриваемого: на задачи по меха ...

Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают опред ...

Проблема объективности оценки результатов учебной деятельности студентов. Шкалы в педагогических тестах
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности студентов выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить - значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к уче ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru