Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе

Страница 1

Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия.

В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Е. А. Ичаловская в исследовании развития эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися, основной акцент сделала на корреляционном взаимодействии высокоразвитой эмпатии в результате ее специального развития у педагогов с активной поддержкой данными педагогами творчески одаренных детей. Н. А. Скляр исследовала психолого-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Н. А. Щербакова занималась рассмотрением развития эмпатических способностей студентов – психологов средствами художественной литературы.

Остановимся более подробно на тех исследованиях, в которых идет речь о формировании эмпатии студентов педагогических колледжей.

Прежде всего обратимся к работе Н.А. Мозговой «Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися». Эта работа интересна тем, что в ней рассматриваются условия формирования эмпатии студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования. Автор выделяет «психолого-педагогические механизмы и условия формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися в целостном процессе профессионально-педагогической подготовки учителей. Одним из основных положений работы является утверждение о том, что «эффективность формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися может быть существенно повышена, если имеет различия в технологии на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки (педагогическом колледже и педагогическом вузе)».

Делая выводы по результатам проведённой работы, автор пишет: «Нами выделена следующая последовательность этапов формирования исследуемого феномена в педагогическом колледже:

включение в игровую деятельность с целью актуализации эмоционального опыта детства, развития эмпатийных способностей и качеств;

анализ человеческих взаимоотношений с целью накопления представлений о сущности и характере эмпатийного взаимодействия;

формирование понятия об эмпатии и условиях эмпатийного общения;

анализ и решение педагогических ситуаций с целью выявления способов и средств эмпатийного взаимодействия;

организация практической педагогической деятельности студентов с целью актуализации полученных знаний, накопления опыта эмпатийного взаимодействия - включения установки в структуру деятельности.

Для педагогического вуза - это несколько иная последовательность:

формирование понятия об эмпатийном общении, теоретическое осмысление роли эмпатии в педагогической деятельности;

накопление теоретических знаний об особенностях эмпатийного общения и условиях, необходимых для его установления;

анализ примеров взаимоотношений педагога и учащегося с точки зрения места и роли эмпатии в них, выявления способов эмпатийного взаимодействия;

проигрывание педагогических ситуаций и организация тренинговых упражнений с целью развития эмпатийных способностей и качеств;

включение студентов в самостоятельную педагогическую деятельность с целью поиска собственной системы приемов эмпатийного взаимодействия и актуализации установки на эмпатию в педагогическом общении с учащимися».

Н.А. Мозговая выделяет также некоторые общие условия, характеризующие процесс формирования эмпатии у будущих педагогов:

«единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов формируемой установки с их системообразующей связью: мотивационным стержнем готовности к эмпатии»;

«адекватное взаимодействие в процессе формирования побудительных и исполнительных механизмов, определяемых эмоциональной идентификацией и децентрацией»;

«адекватная реализация психолого-педагогических условий, в совокупности воссоздающих целостную картину обеспечения эмоционально-положительного настроя в общении будущих учителей с учащимися, единства действия всех компонентов педагогической установки на эмпатию» .

Д.В. Белых в работе «Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа» утверждает: «Одним из личностно-профессиональных значимых свойств учителя, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов педагогических колледжей выступает как условие формирования профессиональной пригодности».

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Ранняя диагностика отклонений в развитии
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии. Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медици ...

Письменная работа
Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка. Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как: - гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика; - позволяет проверить з ...

Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является обязательной дисциплиной. Оно обеспечивает общее физкультурное образование, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Для проведения занятий по физическому воспитанию учащиеся с отклонениями зд ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru