Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе

Страница 2

Д.В. Белых конкретизирует понятие «педагогическая эмпатия» (мы обратимся к нему ниже), выделяет её структуру и условия формирования. Среди наиболее важных условий формирования эмпатии будущих педагогов он выделяет прежде всего влияние той педагогической среды, которая должна окружать студента в образовательном учреждении:

«подлинно гуманистические субъект-субъектные отношения в учебном и внеучебном процессах в колледже, предполагающие воздействие на эмоциональную сферу студентов с опорой на познавательные потребности, которые должны быть такими, чтобы затронули внутренний мир личности будущего учителя;

система адекватных у них знаний о педагогической эмпатии, включающая в себя активность и самостоятельность студентов, анализ жизненных фактов, самостоятельные заключения, проявление собственного отношения и оценку проявления педагогической эмпатии (когнитивный компонент);

положительная оценка действий товарищей по учебе, разнообразные формы психологического подкрепления (поощрение, одобрение, благодарность), которые вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения, побуждают студента поступить идентичным образом в дальнейшем (эмоциональный компонент);

организация целенаправленной жизнедеятельности студентов, в которой формируются не только мотивы, но и умения, навыки, а также привычные способы эмпатийного поведения (поведенческий компонент)».

Другие исследователи также рассматривают эмпатию как существенную черту личности педагога, но заостряют внимание на иных аспектах данного качества. Д. М. Даудова в своём исследовании изучает эмпатию как средство профессионально саморазвития будущих педагогов, те есть, в данном случае эмпатия является инструментом, позволяющим оттачивать профессиональное мастерство. Д. М. Даудовой были выделены следующие особенности развития эмпатии:

«1. Проявление эмпатийности как профессионально значимого качества педагога тем выше, чем выше этап профессионального становления, это проявляется в развитой личностной эмпатии. Развитие профессионального самосознания идет с усилением рефлексивных тенденций, с осознанием профессиональной принадлежности и необходимости адекватно проявлять такие качества, как понимание, сопереживание, терпимость и принятие другого.

Лица с высокоэмпатийным потенциалом отличаются наличием специфической готовности, направленности, мотивационных ориентаций и потребностей изменять, усовершенствовать, модифицировать процесс собственного развития. Этот процесс имеет место в силу высокого уровня когнитивной и эмоциональной рефлексии, толерантности и других психологических особенностей, присущих эмпатийным личностям.

Педагогическая эмпатия, являясь профессионально важным качеством личности, проявляется в тесной связи с такими психологическими характеристиками, как общительность, душевная мягкость, чуткость, доброжелательность, интеллигентность, толерантность, чувство юмора, альтруизм. По отношению к перечисленным качествам эмпатия выступает своеобразным интегральным показателем, позволяющим прогнозировать успешность взаимодействия в системе «ученик — студент — учитель — ученик».

Уровень профессионального саморазвития личности связан с уровнем педагогической эмпатии.

Педагогическую эмпатию можно успешно формировать, если использовать методический комплекс психотехнологического анализа, обучения, воспитания, тренинговых процедур и психофизиологического обеспечения, ориентированный на целенаправленное развитие эмпатийного поведения в процессе профессионального совершенствования и саморазвития будущих педагогов.

Педагогическая эмпатия является реально действенным механизмом профессионального саморазвития будущих педагогов, а ее высокий уровень обеспечивает личности стремление к самосовершенствованию».

Наибольший интерес представляют практические рекомендации, сформулированные автором по результатам эмпирического исследования. Вот некоторые из них:

определение уровня развития эмпатии будущего педагога на этапе поступления в педагогический вуз либо колледж;

введение в учебный план специальных курсов, способствующих целенаправленному развитию эмпатии.

В исследовании Т. А. Ахрямкиной утверждается, что эмпатия не всегда представлена в структуре личности педагога, и рассматриваются закономерности её формирования у студентов высшего педагогического учебного заведения. Здесь автором также акцентируется важная роль целенаправленного воздействия на личность будущего педагога посредством специально организованного социально-психологического тренинга, участие в котором должно не только обогатить студента знаниями об эмпатии и её роли в профессиональной деятельности учителя, но и позволит прожить, прочувствовать определённые ситуации школьной жизни, благодаря моделированию профессиональной деятельности в безопасных условиях учебной группы.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Принципы и задачи социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детских клубах, досуговых учреждениях и т.д. В настояще ...

Требования к письму
Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Леворукий ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки про ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина дают следующую психолого-п ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru