Основные направления осуществления экологического образования и воспитания младших школьников

Педагогика и воспитание » Особенности экологического образования и воспитания младших школьников » Основные направления осуществления экологического образования и воспитания младших школьников

Страница 3

7. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание или методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Учителя-методисты предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихи о природе, используя при этом произведения И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благининой, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией детям давать задания по подгруппам или отдельным учащимся.

Л.М. Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Е.Н. Дерим-Оглы (доктор биологических наук) и Н.Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считают, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. К сожалению, эти ученые-методисты не придают большого значения тому факту, что человек воздействует и на растения, и на животных, и на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении экскурсий.

Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А. Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. «Конкурентное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе».

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле экологического образования и воспитания школьников. Это направление по созданию программ и учебников природоведения отличных от традиционных. А.А. Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом «Природа и мы». Этот раздел служит связующим звеном между курсами «Ознакомление с окружающим миром» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы).

В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом.

Тема «Природа и мы» открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления у учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье» и завершающий раздел «Что такое экология».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Предупреждение графических ошибок
При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвеча ...

Методы организации и осуществления учебной деятельности
Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований. Таковыми могут выступать: источник передачи и восприятия информаци ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru