Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности

Педагогика и воспитание » Условия развития интеллектуально одаренных детей в области физико-математических дисциплин » Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности

Страница 2

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие ученые поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие ученые считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта. Ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Существуют некоторые формы ускорения, например, ранее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой – есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках учебного класса. Проявляется в том, что учитель индивидуализирует учебный процесс для одаренных детей, составляя для них индивидуальный учебный план.

Так, одаренным ученикам оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным учебным предметам одаренному ученику будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

Также применима форма перевода учащегося через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

Однако оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.

При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, специалисты выделяют следующие характеристики процесса обучения:

- высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах;

- создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.

Особенно важно использовать в учебном процессе активные методы обучения, такие как метод проектов, дебаты. Они способствуют активизации познавательной и творческой деятельности, развитию инициативы и предприимчивости, помогают устанавливать сотрудничество с преподавателем, развить аналитическое мышление, приобрести практические навыки работы с информацией, управленческих и профессиональных решений, способствуют формированию способности выбирать оптимальные варианты эффективного взаимодействия с другими людьми и повышению мотивации процесса обучения.

В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения в учебном процессе современных учебных средств и интенсивных педагогических технологий, в использовании которых задействованы современные информационные средства и технологии. Так, сегодня в учебном процессе активно применяются мультимедийные курсы, которые помогают педагогу индивидуализировать учебный процесс. Сочетание в курсе разного по уровню сложности материала дает возможность учащимся выбирать путь его прохождения и освоения, а сочетании с возможным контролем знаний осуществить и проверку приобретенных знаний.

Следует сказать и о новых возможностях обучения, актуального в настоящее время. Школьники могут получать дополнительное образование в интересующей их предметной области на основе дистанционных образовательных технологий. Современные технологии стирают географические и временные границы, что дает ребенку возможность получить качественное образованием, основанное на систематическом взаимодействии с преподавателем при реализации различных форм деятельности (лекции, практические занятия, контролирующие мероприятия, консультации) в режимах реального и отложенного времени.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, зв ...

Перспективы работы с родителями
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей». Уже два года спортивная школа реализует инновационный проект: «Создание сист ...

Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова»
Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Поэтому подготовка и проведение предметных недель требуют больших временных, ресурсных и ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru