Методика использования художественной литературы на уроке истории

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках истории » Методика использования художественной литературы на уроке истории

Страница 2

Для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.”

А затем учащимся предлагаются вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия?

Теперь можно описать еще один из приемов. Его целесообразно использовать на повторительно-обобщающих уроках. Учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например:

пятый класс: “Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.”

Н.Кончаловская “Наша древняя столица”

шестой класс: “Ослепленный полководец,

На возу бесстрашно стоя,

Голосом, подобным грому,

Направляет ярость боя.”

Н.Ленау “Ян Жижка”

В седьмом классе задание может быть усложнено. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” можно предложить учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.

Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и множества других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.

Конечно, наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому, такие многоплановые и разнообразные могут быть уроки истории с использованием художественной литературы. И если может быть удачный пример установления межпредметных связей, то это связь истории с литературой. Правда, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории. Ведь недаром Я.А.Коменский в “Великой дидактике” писал: “Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению”. Это и нужно пытаться делать учителям истории на своих уроках посредством художественной литературы.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Запись чисел в десятичной системе счисления
Десятичной записью натурального числа x называется его представление в виде: , где коэффициенты an, an-1, …, a1, a0 принимают значения 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и Запишем числа 4836, 2250, 10344 в десятичной системе счисления: , , Чтобы показать, что число записано в системе счисления, отличной ...

Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена. Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты ...

Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru