Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных

Страница 2

Процесс словообразования характеризуется активностью, регулярностью, продуктивностью модели.

Психолингвистический подход к проблеме словообразования предполагает анализ с точки зрения деятельности говорящего при порождении и восприятии речевого высказывания.

Словообразование выполняет как лексические, морфологические, так и синтаксические функции.

Отсутствие целостной единицы номинации во внутреннем лексиконе активизирует словообразование в процессе поиска единицы номинации (лексические функции).

С помощью словообразования расширяется лексикон говорящего, увеличиваются возможности номинации. Если в словаре отсутствует готовое слово для обозначения, в действие вступают словообразовательные правила, следствием чего является создание производного слова. Однако введение производного слова происходит по иным правилам, чем включение и речевое высказывание простого слова. Наличие правил словообразования в сознании говорящего обеспечивает протекание различных языковых операций при восприятии и порождении речевых высказываний. Так, при восприятии речи осуществляется членение производного слова на морфемы в процессе соотнесения его со значением. При этом значение производного слова часто возникает в результате слияния значений составляющих его морфем с учётом той или иной модели словообразования.

При порождении речевого высказывания происходит создание новых единиц номинации на основе правил словообразования, осуществляется выбор модели словообразования, выбор типов морфем (корня, аффиксов), определение порядка их следования, моделирование отношений между морфемами одного слова.

Вывод: Рассматривая проблему словообразования с позиций психолингвистического подхода, значимым представляется рассмотрение словообразования с одной стороны, с другой стороны, как становление последовательно формирующихся операций с морфемами. Компоненты языка усваиваются ребенком постепенно в ходе речевого общения (языковой практики) на основе предметных (орудийных) действий и предметной деятельности. Общение с окружающими и активная деятельность ребенка со словами приводит к формированию ориентировки в звуковой форме слова.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...

Систематизация текущего контроля успеваемости
Как уже говорилось в предыдущем пункте, текущий контроль это проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты ...

Понятие и виды Интернет-технологий, применяемых в обучении иностранным языкам
Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонент ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru