Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных

Страница 1

В лингвистике и психолингвистике понятие "словообразование" рассматривается в различных аспектах.

Термином "словообразование" называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении. В соответствии с пониманием термина "словообразование" его определяют по-разному: как путь пополнения словарного состава языка (З.А. Потиха ), как основное средство обогащения словарного состава языка (К.А. Левсковская), как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В. Лопатин), как основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А. Тимофеев ). С другой стороны, словообразование связывают с механизмом создания производных слов. С этой точки зрения, словообразование определяется как область выражения особых формально-смысловых отношений (Е.С. Кубрякова ), как собрание способов, правил образования новых слов (Н.М. Шанский), как разветвленный и сложный механизм, производящий слова (Б.Н. Головин), как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов (В.Н. Немченко ).

Основу овладения морфем «составляют процессы интуитивного анализа фактов слышимой речи и стоящих за ними экстралингвистических отношений» и формирование на этой основе, по мнению ряда исследователей (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А М Шахнарович, Н.М. Юрьева и др.) языковых обобщений, их абстрагирование и генерализация.

Ф.А. Сохин отмечает, что «при генерализации определенного грамматического отношения образуется системность стереотипа: отношения, отраженные в этой системности «покрывают» конкретные словесные раздражители, подчиняют их себе».

По мнению Ю.А. Сорокина, путь при формировании модели словообразования лежит от общего к частному, т.е. от способа к средству.

Рассматривая ступени усвоения ребенком языкового знака с позиций психолингвистического подхода, А.А. Леонтьев выделяет два периода овладения грамматическими умениями и навыками, включающими и словообразовательные умения: - синтагматической грамматики, когда словоформа для ребенка еще неразложима; - парадигматической грамматики, характеризующийся вычленением в слове отдельных морфем. Формирование словообразовательных умений и навыков происходит на этапе парадигматической грамматики, имеющем ряд под периодов:

- «нефонологическойморфемики», для которой характерно полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы;

- «фонологической морфемики»;

-«морфологической морфемики», когда ребенок овладевает морфологическим чередованием, как бы «нащупывает границы вариативности слова».

Таким образом, по периодизации А.А. Леонтьева, в периоде синтагматической грамматики происходит, в основном, овладение лексическим синтаксисом, а в периоде парадигматической грамматики - на сформированный лексический синтаксис наслаивается система грамматических правил.

По мнению A.M. Шахнаровича, в языковом сознании имеется механизм, являющийся отражением словообразовательного уровня языка, который состоит из двух уровней:

1) Собственно словообразовательного - обобщенное отражение способов образования новых слов; единица - универб (модель-тип у детей). Здесь выделяются два подуровня: синтагматический, единицей которого являются номинализованные предикативные синтагмы («тот, кто играет»), и подуровень собственно универбов («игрок», «квасник»).

2) Лексический уровень, представленный совокупностью лексических единиц языка. Единицы - лексемы - являются результатом как действия словообразовательных механизмов, так и результатом отражения и закрепления лексем.

В результате взаимодействия этих уровней формируются правила словообразования, причем, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней различна. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а словообразовательный обеспечивает актуализацию закрепленных в сознании универбов.

Как в языковой системе в целом, так и в словообразовании с течением времени многое изменяется: изменяются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер уже образованных слов и т.д.

Словообразование, с одной стороны, занимается словообразовательной характеристикой различных частей речи в целом, с другой стороны, характеристикой групп слов, относящихся к той или иной части речи. Детальное изучение словообразовательных особенностей различных частей речи русского языка, а также отдельных моделей, формирующих ту или иную часть речи, позволяет не только выявлять тот словообразовательный инвентарь, который используют части речи и который помогает их различать, но и устанавливать различную "склонность", "привязанность" этих больших лексико-грамматических классов слов к определенным способам словообразования.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...

Индивидуализация и дифференциация образования
Проблема, индивидуализации и дифференциации образования, заключается в обозначении главного условия, при наличии которого возникает и может проявиться интерес студента к учебе, а следовательно, и эффективность учебного процесса. Выражаясь конкретнее, речь идет о формировании интереса студента к уче ...

Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письменной речи
Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факторы, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления ребенка в школу могут отойти на второй план. Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возн ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru