Психологические особенности детей дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Психологические особенности детей дошкольного возраста

Страница 3

Кроме этого в старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: ребенок уже может действовать с несколькими предметами, воспринимать их достаточно ясно. При этом внимание дошкольника вызывают не только яркие необычные объекты, но и внешне непривлекательные. Дети интересуются назначением предметов, способом их применения, историей их создания, связями с другими предметами. Также возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте связано с усвоением средств управления им. Первоначально это внешние средства – указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Также развитие произвольного внимания тесно связано с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Кроме этого в старшем дошкольном возрасте появляются элементы послепроизвольного внимания, таким образом, ребенок, начав выполнять под руководством взрослого малоинтересную деятельность, может увлечься ее процессом, и дальнейшее выполнение будет осуществляться легко и более продуктивно на основе интереса.

Мышление ребенка – дошкольника также во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Корреляция мышления с памятью в этом возрасте очень высока. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их предмет, старшие дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения предметов, т.е. мышление отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственно чувственном опыте. Ребенок может в мысленном плане представить цепочку последовательных преобразований человеком предмета с момента его создания. У него появляется потребность объяснить и упорядочить для себя окружающий мир, те изменения, которые в нем происходят, что способствует становлению целостности детского мировоззрения.

Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности.

Исследования психологов показывают, что на грани шестилетнего возраста в сознании ребенка происходят важные перемены, начинается перелом, результатом которого является прочное и окончательное преобладание естественно-причинного подхода к объяснению мира. Это очень важный момент, от которого зависят уровень знаний, глубина интересов, его будущая мировоззренческая позиция ребенка.

К концу дошкольного возраста начинает складываться логическое мышление. Ребенок может оперировать достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме. Старший дошкольник может устанавливать причинно – следственные отношения между возрастающими потребностями человека и совершенствованием формы и функции предмета. Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям. Во – первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Во – вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В – третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления.

Взаимодействие между наглядно – образной и логической формами мышления позволяет ребенку, представляя предшествующие состояния предмета и сопоставляя их с наличным, делать выводы об особенностях предмета и возможностях его дальнейшего преобразования.

Изменения в мышлении дошкольника также связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения (А.В. Запорожец, Г.Д. Луков), во – вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в – третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видородовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Определение понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Тер ...

Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей
Высказываний студентов, не исчерпывают содержания и функций ориентации образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей. Данная ориентация должна быть сформирована в результате детальн ...

Домашнее задание тоже нужно планировать
На практике преобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и задания все одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает из проблемы, созданной на уроке, которую можно решить и дома. Необходимо корректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Ориентир ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru