Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н.Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственно-правовых представлений старших дошкольников в системе дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях.

Проблема нашего исследованиязаключается в необходимости научного изучения уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и возможности формирования у них нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Объект исследования: правовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Гипотеза исследования: заключается в том, чтоу детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий уровень правовой грамотности и для того, чтобы обеспечить успешную правовую социализацию этих детей, необходимо использовать познавательно – развивающие занятия, направленные на усвоение элементарного нравственно – правового знания как объективной потребности для достижения социально приемлемого поведения.

Цель исследования: изучение и анализ процесса формирования правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать данные психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности правовой грамотности до и после проведения серии занятий по нравственно – правовому воспитанию.

Составить методические рекомендации и подобрать занятия по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой явились:положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса; идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным воспитательным воздействиям (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); психологические и педагогические теории, рассматривающие эффективное формирование нравственно-правовых представлений через разнообразную, специально организованную деятельность (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.А. Леонтьев, С.JI.Рубинштейн, И.Ф.Харламов и др.).

Методы и методики исследования: в работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования -анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов, учебно-воспитательных, образовательных программ, анализ анамнестических данных, изучение документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А.Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.

В качестве респондентов выступали 14 детей 5 – 6 лет, посещающие группу кратковременного пребывания на базе центра психолого-медико-социального сопровождения №2 г. Красноярска.

Этапы проведения обследования:

I этап: (январь 2012 – февраль 2012 года) – изучение и анализ специальной методической литературы; формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета и места исследования, определение экспериментальных планов, подбор методов и методик исследования, подбор испытуемых;

II этап: (5 марта 2012 – 15 марта 2012 года) – проведение констатирующего эксперимента;

III этап: (19 марта 2012 – 3 мая 2012 года) – проведение занятий по нравственно – правовому воспитанию и контрольного среза знаний;

IV этап: (май – июнь 2012 года) – обработка и анализ результатов исследования, составление методических рекомендаций и подбор занятий по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений о правовой социализации дошкольников, а также в обосновании необходимости и возможности формирования нравственно-правовых представлений в системе дошкольного образования.

Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций и подборе занятий по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи:

Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии
Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний ...

Коммуникативный аспект изучения предложения
Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении в ...

Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru