Аспекты социальной компетентности в профессиональной практике

Существуют различные подходы к определению и классификации социальной компетентности. Так, одни ограничивают понятие социальной компетентности конструкциями «отношение к себе», «сознание ответственности» и «отношение к другим». В целом, необходимо констатировать, что операционализация социальной компетентности в смысле конкретных способов действий является основной проблемой данной области исследований.

В дальнейшем мы будем следовать достаточно обоснованной точке зрения. Различные аспекты социальной компетентности в их связи с проблемами профессиональной практики можно разделить на две группы: ненаблюдаемые способности и наблюдаемые способности.

Ненаблюдаемые способности являются основой развития социально компетентного поведения. Гибкость в межличностном общении является основной предпосылкой социально-компетентного поведения. Она понимается, как способность человека по возможности приспосабливаться к изменению ситуации. В связи с этой способностью необходимо рассматривать ролевую гибкость, которая обеспечивает вхождение человека в роль, ожидаемую его партнерами по взаимодействию. Способность к реализации понимается, как способность человека реализовывать свои индивидуальные цели. Способность к сопереживанию характеризует способность к пониманию поведения партнера (вхождение в состояние партнера). Восприимчивость - это способность к правильной оценке не только партнеров по взаимодействию, но и социальной ситуации в целом. В конечном счете, данные способности обусловливают специфические характеристики социальной компетентности: гибкость внутренняя и ролевая учитывает ситуационную специфичность; способность к реализации связана с целевой ориентацией и рациональностью; способность к сопереживанию и восприимчивость отражают способность к взаимодействию. Если человек не обладает определенным минимумом данных способностей, его поведение не может быть социально компетентным.

К ним относятся:

гибкость в межличностном общении;

ролевая гибкость;

способность к реализации намерений;

способность к сопереживанию;

восприимчивость.

Наблюдаемые способности

Поскольку наблюдаемые способности прямо связаны с социально компетентным поведением, поддаются наблюдению и имеют особое значение в рамках профессионального взаимодействия. К наблюдаемым способностям относятся:

способность к коммуникации;

способность к кооперации и координации;

способность к управлению конфликтами;

способность к работе в команде.

Социально компетентное поведение человека всегда связано с эффективным использованием одной или нескольких из этих способностей. Отдельные способности, как правило, тесно связаны между собой, и это должно особо учитываться при проведении тренинга. Однако для целей анализа мы будем рассматривать их раздельно. Поскольку дальнейшие рассуждения касаются в первую очередь анализа наблюдаемых способностей, а не их применения, речь пойдет именно о способностях к коммуникации, координации, групповой работе и т.д. (а не о соответствующей компетентности).

Похожие статьи:

Диагностика представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах
При изучении представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшег ...

Определение понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Тер ...

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru