Аспекты социальной компетентности в профессиональной практике

Существуют различные подходы к определению и классификации социальной компетентности. Так, одни ограничивают понятие социальной компетентности конструкциями «отношение к себе», «сознание ответственности» и «отношение к другим». В целом, необходимо констатировать, что операционализация социальной компетентности в смысле конкретных способов действий является основной проблемой данной области исследований.

В дальнейшем мы будем следовать достаточно обоснованной точке зрения. Различные аспекты социальной компетентности в их связи с проблемами профессиональной практики можно разделить на две группы: ненаблюдаемые способности и наблюдаемые способности.

Ненаблюдаемые способности являются основой развития социально компетентного поведения. Гибкость в межличностном общении является основной предпосылкой социально-компетентного поведения. Она понимается, как способность человека по возможности приспосабливаться к изменению ситуации. В связи с этой способностью необходимо рассматривать ролевую гибкость, которая обеспечивает вхождение человека в роль, ожидаемую его партнерами по взаимодействию. Способность к реализации понимается, как способность человека реализовывать свои индивидуальные цели. Способность к сопереживанию характеризует способность к пониманию поведения партнера (вхождение в состояние партнера). Восприимчивость - это способность к правильной оценке не только партнеров по взаимодействию, но и социальной ситуации в целом. В конечном счете, данные способности обусловливают специфические характеристики социальной компетентности: гибкость внутренняя и ролевая учитывает ситуационную специфичность; способность к реализации связана с целевой ориентацией и рациональностью; способность к сопереживанию и восприимчивость отражают способность к взаимодействию. Если человек не обладает определенным минимумом данных способностей, его поведение не может быть социально компетентным.

К ним относятся:

гибкость в межличностном общении;

ролевая гибкость;

способность к реализации намерений;

способность к сопереживанию;

восприимчивость.

Наблюдаемые способности

Поскольку наблюдаемые способности прямо связаны с социально компетентным поведением, поддаются наблюдению и имеют особое значение в рамках профессионального взаимодействия. К наблюдаемым способностям относятся:

способность к коммуникации;

способность к кооперации и координации;

способность к управлению конфликтами;

способность к работе в команде.

Социально компетентное поведение человека всегда связано с эффективным использованием одной или нескольких из этих способностей. Отдельные способности, как правило, тесно связаны между собой, и это должно особо учитываться при проведении тренинга. Однако для целей анализа мы будем рассматривать их раздельно. Поскольку дальнейшие рассуждения касаются в первую очередь анализа наблюдаемых способностей, а не их применения, речь пойдет именно о способностях к коммуникации, координации, групповой работе и т.д. (а не о соответствующей компетентности).

Похожие статьи:

Педагогическая рефлексия и её виды
Профессионально-педагогическая деятельность, которая осуществляется в условиях неопределенности и многозначности возможных решений ее задач, является своеобразной мета-деятельностью, как бы надстраивающейся над деятельностью учащихся, организующей основные виды их деятельности и влияющей на характе ...

Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...

Сущность деятельностного подхода в педагогике
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru