Наблюдается недоразвитость интонационной стороны речи в специально организованной ситуации и естественная выразительность в повседневном общении.
Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей.
Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко.
Наблюдается замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса.
Трудности воспроизведения и восприятия вызывала интонация восклицания.
Общий балл по компонентам просодической стороны речи: темп(2,2/2,1); ритм (2,1/2,1); тембр (2,0/2,0); логическое ударение (1,7/1,8); сила голоса (2,5/2,5); мелодика – звуковысотные показатели (2,3/2,4).
В целом восприятие и воспроизведение компонентов интонации доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.
Наиболее трудным как для восприятия, так и для воспроизведения является употребление логического ударения во фразе.
Наблюдается перенос логического ударения с одного на другое слово в предложении.
Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и при воспроизведении являются сила голоса и звуковысотные изменения тона (мелодика), но наблюдается « затухание» голоса к концу фразы.
Наибольшую трудность в интонировании (по всем показателям) испытывают дети с заиканием и при ДЦП.
Средний уровень в интонировании показали дети с дизартрией и при ОНР, а также ребенок без речевых нарушений.
У большинства детей наблюдается ослабленное речевое дыхание и, как следствие, использование необоснованных пауз в середине фразы.
Наблюдается скандированность речи.
Наблюдается в отдельных случаях воспроизведение всех предложений только с одной интонацией (повествовательной, вопросительной).
Процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается наиболее нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.
Прослеживается небольшое преобладание воспроизведения
компонентов просодической стороны речи (2,0) над восприятием (2,1).
Таким образом, по результатам экспериментального исследования уровень сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата следует охарактеризовать в целом как средний. Следует отметить, что дети с НОДА, имеющие нарушения речи, нуждаются в коррекционной работе по формированию просодической стороны речи.
Вывод: Материалы исследования позволили сделать вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с НОДА, имеющих речевые нарушения.
Похожие статьи:
Особенности формирования словообразования существительных у
дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Общее недоразвитие речи может наблю ...
Критика и насмешка
Социализированный язык детей, носящий неинтеллектуальный характер, за исключением вопросов и ответов, может быть разделен на две категории, очень просто различаемые: приказания, с одной стороны, и критика и насмешка — с другой. Вот несколько примеров критики, насмешки, и т.п., которые с первого взг ...
Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким ж ...