Способности к работе в команде

Страница 1

Под командой понимается в данном случае рабочая группа, для которой характерен ряд специфических признаков. Речь идет о малой (по функциональным признакам) структурированной группе с четко определенной целью. Цель состоит в решении комплексных проблем, которые не могут быть решены в одиночку. Подобные коллективы носят, как правило, межфункциональный характер, не встроены в организационную иерархию и работают на временной основе. По отношению к внешней среде группа выступает как единое целое, внутри она дифференцирована в соответствии с вкладом участников в решение проблемы. Для проектной группы характерны дух коллективизма, интенсивное взаимодействие и специфические формы работы. Как и предыдущие аспекты социальной компетентности, успешность команды (проектной группы) зависит не только от организационно-структурных признаков, но и от способности участников к групповой работе.

Работа в команде представляет собой особую форму кооперации, для которой характерны координация работы участников, вероятность возникновения конфликтов, интенсивная коммуникация между всеми участниками. Соответственно способность к такой работе тесно связана со способностями к кооперации, координации, коммуникации и участию в конфликтах и может быть определена как «единство многих аспектов социальной компетентности применительно к особому случаю взаимодействия в группе». Вследствие сложности предмета, тесной связи с индивидуальными особенностями личности и вытекающих отсюда методических проблем характеристики способности к работе в команде до настоящего времени редко являлись предметом психологических исследований. Предлагаем свой подход к классификации функциональных условий успешной работы в команде, которые связаны с индивидуальными способностями членов команды

постоянный и непрерывный коммуникационный обмен между членами команды;

поддержка разработанного решения всеми членами команды;

самостоятельность действий членов команды;

рационализация через внутреннее разделение труда;

равноправие членов команды как специалистов, позиция лидера как координатора, как первого среди равных, а не как иерархического лидера;

самокоординация, которая требует от каждого участника работы на коллектив вместо взаимной критики и склок.

Эти функциональные условия необходимо понимать только как следствие отдельных свойств, которые, в конечном счете, лежат в основе способности к работе в команде. С этой точки зрения необходимо вновь провести различие между персональными и групповыми предпосылками. К персональным предпосылкам относятся:

способность выполнять активную роль (функцию) в коллективной работе;

способность устранять неясности в поведении других участников и на этой базе укреплять доверие;

способность к открытой и непринужденной коммуникации в группе;

одобрительное отношение к групповой работе как основная предпосылка возникновения духа коллективизма;

готовность отказаться от личного успеха в пользу успеха группы;

способность и готовность к обучению.

К групповым предпосылкам относятся:

эмоциональная связь участников;

возможность каждого члена участвовать в принятии групповых решений;

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Общие методы обучения математике
Сравнение – выявление сходства и различия сравниваемых предметов. Например, 1) треугольник и четырехугольник общим имеют соответствие числа сторон числу углов; отличие в их количестве; 2) алгебраические и обыкновенные дроби: общее – не имеют смысла при нулевом знаменателе; наличие числителя и знаме ...

Тенденции в специализации обучения
Все больше американских студентов, поступая учиться в университеты и колледжи, выбирают специальность, связанную с миром бизнеса и профессиональной карьерой. К концу 1980–81 учебного года эти тенденции наметились особенно ясно. За этот год были вручены дипломы по следующим специальностям: Шестьдеся ...

Понятие «Я-концепции» и её формирование
Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru