Логический аспект изучения предложения

Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, как в логическом плане классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, и мышления и бытия.

В работах по общему языкознанию и психолингвистике язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Однако в современных синтаксических теориях основные положения общего языкознания учитываются не всегда последовательно и в достаточной мере полно. Так, многие лингвисты основной функцией языка считают коммуникативную, забывая при этом, что язык способен быть средством общения только потому, что с его помощью осуществляется мышление.

Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают три вида мысли: «мысль-сообщение», «мысль-вопрос», «мыс - побуждение». Различия этих видов мысли обусловливают; особые структурные и семантические свойства предложений, выделяемых обычно только по цели высказывания повествовательных, вопросительных и побудительных.

История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты настойчиво искали и ищут формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру (строение) мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения. Мысль, выражаема, в предложении, у лингвистов XIX и XX вв. получает разные толкования и названия: у Ф.И. Буслаева — суждение у А.А. Потебни — апперцепция, у А.А. Шахматова — психологическая коммуникация и т.д.

В современной грамматической литературе широко используются термины логики: субъект, предикат и др., причем эти термины в лингвистике не однозначны. В логике субъект и предикат — компоненты структуры мысли. Схема логического суждения S—Р., где S — субъект суждения, то, в отношении чего нечто утверждается или отрицается. Именно в субъекте суждения чаще всего и находит словесное выражение предмет мысли (речи), признак которого выражается в предикате.

Иногда логический термин «предикат» употребляется как синоним термина «сказуемое».

С логическим термином «предикат» связано синтаксическое понятие «предикативность», которое является основным свойством предложения, и т.д.

С логическим аспектом связано понятие пропозиции, вошедшее в понятийно-терминологическую систему синтаксических исследований последних десятилетий. Термин употребляется неоднозначно. Наиболее распространенной трактовкой является понимание пропозиции как модели ситуации (события, «положения дел»), обозначенной в речи.

Пропозиция может иметь разные формы выражения: роза цветет, цветущие розы, цветение розы; девушка красива, девичья красота, красота девушки. Пропозиция в форме предложения соотносится с традиционным суждением. Пропозиция в форме словосочетаний позволяет выделить в предложении кроме основной ситуации и дополнительные события, осложняющие предикативный компонент семантики предложения. Логический аспект изучения предложения теснейшим образом связан с конструктивным синтаксисом, так как предложения и степень членимости мысли определяет степень синтаксической членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических, а простого предложения: двусоставных, односоставных членимых, утвердительных и отрицательных и др.

Логический аспект позволяет выделить самый абстрактный компонент в языковой семантике простого предложения и его членов.

Похожие статьи:

Построение разрезов
Внутренние очертания полых предметов на чертежах можно показать штриховыми линиями. Но форма деталей часто требует значительного количества таких линий, которые, пересекаясь с контурными и между собой, затрудняют понимание чертежа. Чтобы избежать этого, яснее показать внутреннее устройство детали, ...

Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся
В ходе проведения исследования сформированности потребности учителей-логопедов в изучении учащихся были получены следующие данные (см. Табл. 1): 100% учителей-логопедов стремятся понять своих учеников. Это высокий показатель, т.к. педагогическая деятельность основана на взаимодействии учителя и уче ...

Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru