Понятие «компетентность» означает способность человека эффективно взаимодействовать со своим окружением. Социальная компетентность связана с социальным взаимодействием и может быть отождествлена, поскольку речь идет о способности человека, с социальной квалификацией и социальной подготовленностью. Таким образом, в дальнейшем термины «квалификация», «подготовленность» и «способность» будут рассматриваться как синонимы.
В то время как множество ученых отождествляют данные понятия с социальной компетентностью, нам необходимо подчеркнуть различие между социальной компетентностью, с одной стороны, и социальной квалификацией, подготовленностью и способностями — с другой. Социальная подготовленность указывает лишь на наличие таковой у человека. Социальная компетентность касается применения данной подготовки в отдельных социальных ситуациях. Это различие важно при тренировке и реализации социально грамотного поведения. Из наличия определенных задатков у человека необязательно следует вывод о действительно социально грамотном поведении, например, в конкретных стрессовых ситуациях.
Социальная компетентность основывается в целом на индивидуальной способности к решению социальных проблем. Реализация этих способностей характерна для людей, которые строят свои взаимоотношения с другими людьми таким образом, что обеспечивается максимум позитивных и минимум негативных последствий для каждого человека, участвующего во взаимоотношениях. Отсюда, следует, что взаимодействие с другими людьми должно быть как минимум социально приемлемым, необходим поиск компромисса между индивидуальными целями и социальной приемлемостью. Многие психологи придерживаются аналогичного мнения: социальная компетентность есть наличие и применение когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочно выгодному соотношению негативных и позитивных последствий. Из вышеприведенных определений следуют две основополагающие характеристики социальной компетентности. Любая компетентность может быть определена лишь относительно, а именно в зависимости от требований, предъявляемых человеку внешней средой, и в зависимости от потенциала человека. Точно так же социальная компетентность связана с компромиссом между требованиями сообщества, в которое входит человек, и его персональными потребностями. Значит, социальная компетентность всегда является ситуационно и персонально зависимым понятием.
Социальная компетентность ни в коем случае не должна отождествляться только с готовностью помочь, социально ориентированными поступками. Напротив, в гораздо большей степени для нее характерна связь с индивидуальными целями человека. Наконец, социально компетентное поведение опирается на оценку эффективности, является рациональным с точки зрения поставленной цели. Таким образом, к наиболее существенным характеристикам социальной компетентности следует отнести ситуационную специфичность, ориентацию на цель и целесообразную рациональность поведения. Это означает, что социальная компетентность базируется на способности человека в определенных ситуациях достигать своих целей и реализовывать свои планы с учетом ситуационных особенностей. С учетом потребностей и точек зрения своих партнеров по социальному взаимодействию. С одной стороны, социальная компетентность осваивается человеком применительно к определенным ситуациям и ее трудно перенести на другие ситуации. С другой стороны, социальная компетентность связана с личностью человека и поэтому имеет «надситуационный» характер. Это противоречие можно разрешить, если рассматривать социальную компетентность не как применение определенной способности (общей, не зависящей от ситуации черты личности), а как реализацию социальной подготовленности, которая приобретается (усваивается) применительно к конкретным ситуациям. Основные социальные способности приобретаются, как правило, уже в периоды первичной и вторичной социализации, однако этого обычно бывает недостаточно для профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность зависит от способности успешно решать деловые и личностные проблемы и конфликты в группах с различной социальной структурой. В силу растущей сложности и динамики внутренней и внешней среды, а также из-за разнообразия требований к социально компетентному поведению в различных отраслях, предприятиях, отделах, особую важность приобретает готовность индивидуума к расширению, развитию своей социальной квалификации.
Похожие статьи:
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика ее
компонентов через анализ изученной литературы
Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспита ...
Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и
приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...
Характеристика контрольно-оценочного компонента деятельности
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...