Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 4

Чем в большей степени развернуты субъект-субъектные отношения педагога и учащегося в предметно-практической деятельности в технологическом образовании и чем более выражено проявление творческой активности личности, тем актуальнее становится необходимость их реализации в творческой деятельности, а следовательно интенсифицируется процесс развития творческого потенциала личности в технологическом образовании.

Организуя творческую деятельность учащегося в технологическом образовании, необходимо обеспечивать реальную оценку продукта деятельности с позиции ценности для других, для общества, фиксируя новую социальную позицию личности, способной производить социально ценный результат.

Познание особенностей развития и характера эстафетной связи определенной сферы деятельности позволяет оптимизировать поиск путей формирования мотивационно-потребностной сферы личности, развития ее творческой активности как центральной линии проектирования образования на современном этапе развития нашего общества.

Указанные общие закономерности служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции личностно-ориентированного технологического образования. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

• нацеленность технологического образования на развитие творческого потенциала личности, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

• единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие развития личности;

• оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, позволяющих формировать творческую мотивацию и стимулирующих творческую активность.

В ходе исследования учитывалось, что границы распространения разработанных закономерностей связаны с технологическим образованием, прежде всего как с объектом изучения дидактики. Это дало основание, опираясь на общие законы обучения, выделенные А.В.Хуторским [9], определить частные закономерности развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: социальной и личностной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения в образовательной области “Технология”; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания, развития, личностного и профессионального самоопределения; взаимообусловленности результатов обучения и характера образовательной деятельности учащихся.

Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, личностно-ориентированные технологии обучения (прежде всего проектная), возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения эти условия повышают творческую самореализацию учащегося.

Любая деятельность в образовательной области “ Технология”, направленная на обучение определенным знаниям, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества, с его будущим личностным и профессиональным самоопределением. Результативность обозначенной в законе взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальной цели по развитию творческого потенциала личности учащегося, а также ее мониторинга, включая диагностику и оценку их достижения, педагогическое сопровождение творческой деятельности, поддержку творческих инициатив учащегося.

Результат технологического образования выражается в творческих продуктах ученика. От того, насколько активна, личностно-ориентирована и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.

Данные закономерности обучения обнаруживаются эмпирическим путем как результат рефлексивного анализа связей между процессом образования и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние закономерности). Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные закономерности, которые классифицированы с учетом трех компонентов технологического образования: аксиологического (закономерности цели-ценности); содержательного (закономерности содержания технологического образования); технологического (закономерности технологий, включая формы и методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения).

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Педагогическое обоснование проблемы воспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4-5 лет
Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуац ...

Особые случаи разрезов
При построении разрезов некоторых предметов следует соблюдать особые правила, которые приведены ниже. 1. Если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны тонкой стенки типа ребра жесткости, то стенку оставляют незаштрихованной и отделяют от остальной части детали сплошной основной ли ...

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развит ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru