Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 1

Новым компонентом отечественного профессионального и общего образования в России, как в большинстве стран мира, является технологическое образование, которому предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание.

Содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной мере совпадают с реализацией технологической подготовки, суть которой развитие творческого потенциала личности школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании целостной технологической картины мира.

Технологическое образование определяется как фактор и средство социализации, как процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности.

Исходным пунктом личностно-ориентированного подхода к технологическому образованию являются представления о творческом потенциале личности как о цели и факторе образования, при этом именно личность выступает в качестве источника самой культуры и общественного развития (М.Н. Берулава).

Творческий потенциал личности является системообразующим качеством человека как субъекта творческой деятельности и может рассматриваться в качестве базовой категории гуманистической парадигмы современной педагогики в личностно-ориентированном подходе к технологическому образованию.

Одной из сложнейших методологических проблем современной педагогики является выявление и формулировка основных законов и закономерностей педагогической деятельности. Данная проблема в разных аспектах в последние годы исследовалась и обсуждалась в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, А.В. Хуторского.

В этом контексте интерес представляет позиция В.Е. Кемерова, считающего что “в XX веке, в постиндустриальную эпоху, стало формироваться представаление об общественных законах как о законахтенденциях, как линиях социальной эволюции, выражающих эффект сочетания различных человеческих деятельностей, условий их реализации .”.

В педагогике важно и необходимо, с одной стороны, не столько противопоставлять, сколько подчеркивать общность категорий “закон” и “закономерность”. С другой стороны, следует иметь в виду, что закон и закономерность отражают педагогическое явление на разных уровнях обобщения (закон на максимально конкретном, а закономерность на более абстрактном уровне) и часто вскрывают лишь общуютенденцию функционирования и саморазвития педагогической системы.

Данные позиции позволяют учитывать специфику закономерностей развития творческого потенциала личности учащихся в технологическом образовании как в педагогическом процессе, обусловленную статистическим и динамическим характером данных закономерностей.

Разработка концепции развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании предполагала определение базовых закономерностей и принципов исследуемого процесса.

В процессе формулировки педагогической закономерности необходимо вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются, и границы распространения закона; выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношение педагогических категорий в словесной или аналитической форме .

Категория “развитие творческого потенциала учащегося в технологическом образовании” рассматривается в исследовании, с одной стороны, как системообразующий процесс и цель технологического образования, с другой как личностный результат.

Развитие представляет собой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей. Процесс развития носит поступательный характер (пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне); характеризуется необратимостью (не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития); представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся его внутренней движущей силой (именно разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития, при “взаимозависимости и неразрывной связи всех сторон развивающегося явления”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Специфические нарушения письма – дисграфии
На основании анализа существующих исследований, посвященных данному вопросу, и собственных наблюдений мы предлагаем следующее определение дисграфии. Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графикам (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) ...

Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
Все послетекстовые упражнения, используемые для обучения аудированию в УМК 7,8, 9 класса, можно разделить на три группы, согласно классификации послетекстовых упражнений, предложенной в пункте 4.1. На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каж ...

Методика учебных экскурсий по экологии
Учебные экскурсии на химические и др. объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий - дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru