Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда

Педагогика и воспитание » Развитие творческих способностей на уроках физики путем использования научно-популярной и художественной литературы » Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда

Страница 1

Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики.

Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то, что нетвёрдо знаешь. В чём плохо разбираешься. Учащиеся должны хорошо понимать физическую сущность рассматриваемых явлений, закономерностей.

При отсутствии этих качеств знания оказываются формальными. Если ученик выучил формулировку того или иного физического закона, но не понимает физической сущности его, не видит в нём смысла, не находит связи с прежде выученным, то разумеется, не сможет использовать его в практических целях.

Например, при изучении понятия "массы" в 7–м классе поясняются признаки понятия, т.к. уровень знаний учащихся не достаточен для осмысления определения. Но, не поняв физического смысла этих признаков, невозможно будет в 9–м классе понять определение "массы".

Одна из основных причин слабого понимания сущности физических законов, понятий – малая активность учащихся во всём процессе классной работы, что является необходимым условием для сознательного усвоения ими изученного материала. Кроме того, при этом условии возможно наиболее эффективное разрешение задачи – привить учащимся навыки практической деятельности, развить у них умения применять свои знания в решении практических задач.

Малая активность учащихся при изучении нового материала благоприятствует такая организация урока, при которой изучение нового материала производится почти исключительно в форме рассказа учителя. Такое построение урока не может обеспечить активное участие всего класса (или большей его части), т.к. доля участия учеников не может быть большой. Учащиеся неизбежно оказываются в роли только слушателей. При изучении нового материала между учителем и учащимися должен существовать, возможно, больший контакт.

Поэтому, изучая новый материал, нецелесообразно вести урок лекционно. Учитель должен не только вести за собой в своих рассуждениях и во всей своей работе класс, но и вовлекать учащихся в активную вместе с ним работу. Таким образом привлекать учащимся начальные навыки самостоятельного логического мышления, навыки последующей самостоятельной работы.

Активное участие в изучении нового материала может быть обеспеченно такой постановкой занятий, при которой изучение идёт при совместном разрешении тех вопросов, проблем, которые возникают перед учителем и учащимися в связи с прежде изученным материалом. Осуществление такой организации изучения материала может идти следующим образом:

Надо создать у учащихся перспективу в предстоящей им работе. (В этом случае лучше всего, опираясь на ранее изученный материал, поставить перед учащимися новую проблему, подлежащую разрешению.)

Необходимо наметить пути и способы разрешения выдвинутой проблемы.

После того, как будет создана перспектива в работе, можно приступить к совместному разрешению той задачи, которая логично возникает перед учителем и классом. Например, урок изучения нового материала по теме "Закон Архимеда", 7 класс. Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся вспомнить о давлении жидкости на погруженное в неё тело и с помощью учителя прийти к вопросу:

"Как давит жидкость на погруженное в неё тело правильной формы (например, формы куба)?" На доску проецируется чертёж. <Рисунок 1>

Чертёж б) конечный чертёж, его можно проецировать на экран последовательно.

Классу ставится вопрос: "Как велика сила давления, производимая жидкостью на левую грань бруска ab "слева направо"?" Опираясь на знания прошлого урока, учащиеся дадут ответ, после чего следует второй вопрос о силе давления на грань куба cd "справа налево". После этого делается вывод (можно позволить учащимся сделать его самим, а затем скорректировать): тело будет сжиматься с боков, но эти силы не будут заставлять тело тонуть или всплывать, т.к. глубина их погружения одинакова, следовательно, и силы, действующие на них, одинаковы и направлены в прямо противоположные стороны. Затем, следует вопрос о том, как велика сила давления на грань bc "сверху в низ". Лучше всего на чертеже показать вертикальный столб жидкости befc рядом с кубом. После этого следует вопрос о силе давления на грань куба ad "снизу вверх". Она равна весу вертикального столб жидкости aefd. На чертеже штриховка второго столба сделана в ином направлении, чем первого, что даёт возможность видеть: штриховка на части столба befc по объёму равна их разности. Класс делает вывод, что давление жидкости на куб снизу больше, чем сверху.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач
Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работ ...

Основные положения педагогической теории Каменского
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических ...

Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Нарушенное звукопроизношение является серь ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru