Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Формирования навыков сложения и вычитания в пределах 20 у учащихся начальных классов школы VIII вида » Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста

Страница 1

Получение числа закрепляется различными упражнениями

Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 7 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 10.

Наклейте или раскрасьте 9 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось?

Обведите 9 клеточек синим карандашом. Сколько клеточек надо еще обвести, чтобы их стало 12?

Положите 4 копейки. Сколько денег надо прибавить, чтобы получилось 14 копейки?»

Учитель раздает каждому по 4 шарика: «Сосчитайте шарики и вылепите еще столько шариков, чтобы их стало 12». Учащимся, которые сами не справляются с таким заданием, учитель оказывает помощь.

Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокупностей из 15 элементов.

Учащиеся школы VIII вида должны понимать, что числа получаются не только в результате счета, но и в результате измерения. Поэтому при получении чисел полезны и упражнения на укладывание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок сначала в полоске, а затем в мерной (масштабной) линейке. Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является хорошим наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумерации (в частности, получения чисел).

Соотношение количества, числа и цифры

Учащиеся школы VIII вида вначале не связывают число с цифрой. Осознание такого соотношения требует многочисленных упражнений разнообразного характера, например:

1. К заданному количеству предметов подобрать нужную цифру. Учитель говорит: «Мама купила 10 апельсинов. Покажите цифрой, сколько апельсинов купила мама. Проверим. Посчитаем вместе, хором, и прикрепим число 10».

2. К числу подобрать соответствующее количество предметов. «Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры. Смотрите, какое число она показала (15). Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 15 конфет».

3. Игра «Найди нужные картинки». Ученики получают коробочки с набором картинок (20—25 картинок) и числа. К числу они должны подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов.

Затем к каждой картинке ученик подбирает нужное число.

4. На полоске отложить мерку 11 раз. Какое число получилось? Измерить воду в банке стаканчиками.

Отсыпать из пачки 14 ложек соли, написать число.

Сколько соли отсыпали? И т. д.

Место числа в числовом ряду

Работу следует начать с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки — числом 2, три ступеньки — числом 3, четыре ступеньки — числом 4. Дети «поднимаются» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет).

Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, число 14 стоит после числа 13. Учащиеся в своем наборном полотне находят число и расставляют все известные им числа по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 14 стоит после числа 13 и перед числом 15. «Соседи» числа 13 — числа 12 и 14. Между числами 13 и 15 стоит число 14. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел соответствующим количеством предметов.

Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 20; записать числа от 20 до 1; заполнить числовой ряд 16, 19; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа □ 12 □.

Учитель коррекционной школы для закрепления последовательности числового ряда широко использует разнообразные игры, как дидактические, так и подвижные, занимательные упражнения. Особенно любят дети игры «Живые цифры», «Найди свое место», «Угадай, сколько здесь грибочков» и др.

Счет в прямой и обратной последовательности

В период обучения даются не только задания на пересчитывание предметов, но и задания практического характера, например: «Леня, сосчитай, сколько учеников в нашем классе сидит у окна»; «Каждому ученику нужно дать по 2 тетради. Сколько тетрадей нужно отсчитать?»; «Отсчитай, Катя, 17 тетрадей»; «Алеша, дай мне 13 карандашей».

Усвоение счета, восприятие определенного количества и соответствующего числа значительно облегчается, если в упражнения включаются различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный. Можно пользоваться такими приемами: хлопать ладошками, звонить колокольчиком, постукивать о парту, ударять по клавишам пианино, прыгать, топать, ударять мячом об пол и т. д. При этом учитель постоянно указывает на число тех или иных движений, звуков, которые нужно произвести («Попрыгай на одной ноге 14 раз, похлопай ладошками 13 раз»), просит определить их количество («Сколько раз я ударила палочкой о стол? Сколько раз я дернула шнурок с шариком?»).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Классификация праздников для детей младшего школьного возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему ...

Теории отклонении
Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом можно сделать вывод о том, что любая "поломка", любое ограничен ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru