Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Формирования навыков сложения и вычитания в пределах 20 у учащихся начальных классов школы VIII вида » Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста

Страница 2

Нередко непривычность задания отвлекает ребенка своей новой формой, а быстрая отвлекаемость, неумение сосредоточить внимание на решении основной задачи приводит к тому, что ребенок забывает об основном задании: «Подпрыгни 10 раз». Ученик прыгает и забывает о счете. «Хлопни 15 раз», — говорит учитель. Ученик хлопает, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить внимание ученика на второй части задания: «Сколько раз нужно хлопнуть? Прыгай и считай вслух. Когда ты остановишься?»

Многократная повторяемость подобных упражнений приводит к тому, что форма задания не отвлекает учеников и внимание их сосредоточивается на счете.

Учащиеся выполняют практические задания: обводку, лепку, аппликацию, раскрашивание, связывая эту работу со счетом. Учитель просит обвести 9 кружков, раскрасить 12 грибов, наклеить 13 листочков дуба, вылепить 19 шариков.

Уроки математики должны быть тесно связаны с уроками ручного труда, рисования: учащиеся лепят большие и маленькие шарики, пересчитывают их, лепят грибы, овощи, фрукты и они становятся предметом счета на уроках математики.

Следует учить учащихся счету предметов и отвлеченному счету не только от единицы, но и от любого числа до заданного: «Посчитай от 13 и дальше»; «Посчитай от 14 до 18»; «Посчитай (обратно) от 20 до 15»; «Посчитай от 17 до 13»; «В корзине 15 яблок, клади туда еще яблоки и считай, сколько всего яблок будет в корзине»; «В корзине 15 яблок, отсчитай (возьми) 2 яблока. Сколько яблок останется в корзине?» (Отсчитывать надо так: «Там 15, возьму 1 яблоко, осталось 4, возьму еще 1, осталось 13».)

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

Например, сравниваются множества яблок и груш (яблок 13, а груш 14). Ученики раскладывают груши в ряд, а под каждой грушей кладут яблоко, т. е. устанавливают взаимно однозначное соответствие. Одна груша лишняя — груш больше. Одного яблока недостает — яблок меньше. Значит, 14 больше, чем 13, а 13 меньше, чем 14.

Полезны и такие вопросы:

«Сколько надо добавить яблок, чтобы их стало столько же, сколько груш?»

«Сколько надо отнять груш, чтобы их стало столько же, сколько яблок?»

«Сосчитаем, сколько тетрадей в стопке (17 тетрадей). Сколько нужно для них обложек?»

«Нарисуйте 14 кружочка. Возьмите столько же треугольников. Сколько треугольников надо взять?»

Затем учащиеся сравнивают числа, абстрагируясь от конкретных множеств: «Какое число больше: 15 или 16? Сколько лишних единиц в числе 16? Сколько их недостает в числе 15? Что нужно сделать, чтобы уравнять числа?»

Учащиеся должны хорошо усвоить, что все числа, предшествующие данному (те, которые стоят в числовом ряду перед данным числом, раньше его, ближе к началу числового ряда), меньше данного, а все последующие числа (те, которые стоят после данного в числовом ряду, дальше от начала) больше данного. Использование иллюстративной таблицы с изображением множеств и чисел, а также «числовой лестницы» поможет учащимся в сравнении чисел, известного им отрезка числового ряда.

Для закрепления сравнения чисел могут быть использованы упражнения: «Сосчитай, сколько здесь синих шаров. Покажи цифрой», «Отсчитай красных шаров больше. Покажи, сколько красных шаров ты отсчитал», «Какое число больше (меньше)?», «Сколько лишних единиц в большем числе?» (Аналогичное упражнение с использованием понятий «столько же», «меньше».) Подобные упражнения можно проводить с хлопками, прыжками и т. д.: «Покажи число три», «Покажи числа, большие числа 3», «Покажи столько же пальчиков. Покажи пальчиков больше (меньше)».

Игра с мячом

Учитель называет пример на умножение или деление (4+1; 3-2 и т.д.) и бросает мяч ученику. Ученик должен назвать результат и вернуть мяч учителю.

Упражнение №2

Круговые примеры

Составляются примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Ученики составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

Например, на доске дана запись:

1+1=2 2+1=3 4+1=5

5-1=4 4-1= . …-1=…

Упражнение №3

Счетные полосы

Каждый ученик получает столбик с цифрами и по нему решает примеры на умножение, последовательно называя и умножая полученное число на следующее за ним. Например,

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Цель обучения пунктуации. Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе: сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Существуют два уро ...

Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в с ...

Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа при формировании эмпатии у студентов
В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру. Для выявления когнитивного компонента нами была ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru