Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
Развитией, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широко й базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.
Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может быть организованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей – познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.
Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности огромное значение имеет познавательная сторона восприятия.
Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога –научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура – умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.
Известный психолог А.В. Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех ими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».
Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.
Похожие статьи:
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразитель ...
Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ
Программа включает в себя объяснительную записку и пять частей. В первой части изложены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Во второй – учебные требования, нормативы оценки физической подготовленности, содержание домашних заданий; рекомендации по содержанию и организации ...
Задачи, методы, организация, исследование
физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровител ...