Обусловлено углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего образования в РФ, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего специалиста, установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры. В отличие от общей креативности, такой её аспект как коммуникативная креативность по настоящее время остается недостаточно изученным явлением. Наибольший вклад в раскрытие проблемы внесён педагогической наукой, в психологии же преобладает декларативно-описательный подход. Поэтому до сих пор не четко определено содержание явления, слабо изучены связь его с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, практически отсутствуют методы диагностики. Проблема развития коммуникативной креативности относительно студенческого возраста не ставилась, хотя подготовленность выпускника технического вуза к успешному межличностному и ролевому общению является элементом его психологической культуры и профессионально важным умением специалиста нового типа. Студенты неоднократно отмечали у себя наличие трудностей и проблем в межличностном общении в академической группе, с родителями и противоположным полом и т.п., недостаточность знаний по психологии общения, получаемых в курсах психолого-педагогического цикла, предусмотренных образовательным стандартом, а также желание совершенствовать свои социальные навыки и умения. В качестве психологических условий предлагается рассматривать коммуникативную компетентность как широкую базу развития креативности в общении. Созданный опросник «Креативность коммуникативная», позволяющий определять уровни развития данного свойства и спецкурс «Психология общения», способствующий его развитию. Высококреативные студенты чаще выбирают ценности «жизненная мудрость», «активная деятельная жизнь» и «честность», а отвергают «высокие запросы» в жизни. На уровне тенденций эта категория предпочитает ориентироваться более на ценности-цели, нежели на ценности-средства. При этом, низкокреативные чаще отдают предпочтение таким ценностям, как «друзья», «образованность» и «эрудированность» и не ценят «воспитанность». А также иные условия для развития и при особенности мотивационной сферы высококреативных в общении людей. Рассматривая профессиональная деятельность человека, её операциональный состав, стратегия и уровень реализации, через призму установления оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры, необходимо определить, прежде всего, предметное содержание и той задачей, на решение которой направлена данная деятельность. Один из видов «особенной» деятельности – профессиональная деятельность в этом смысле полностью соответствует определению, данному А.Н. Леонтьевым в книге «Деятельность. Сознание. Личность» – «Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. Но предметное содержание и задача не единственные параметры, определяющие трудовую деятельность человека. Значительное влияние на характер и уровень реализации деятельности оказывают внешние и внутренние условия, в которых она протекает. Поэтому важное место в исследовании профессиональной деятельности занимает изучение влияния на нее различных объективных и субъективных факторов, составляющих эти внешние и внутренние условия. Автоматизация и механизация производства, а также вызванное научно – технической революцией резкое увеличение скорости и объёма производственных, информационных и социальных взаимодействий в современном мире выдвинули в ряд значимых условий современного промышленного автоматизированного производства новый фактор – неопределенность оперативной ситуации. В общем виде его можно было бы определить как дефицит информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события. Существенным является здесь то, что этот фактор выступает и как внешнее, объективное условие деятельности, обусловленное неупорядоченным характером репрезентации события в пространстве и времени, и как внутреннее, субъективное условие, обусловленное степенью осведомленности работающего человека об указанных выше параметрах оперативного события в момент его появления. Наблюдение за операторами в условиях неопределенности в обычном режиме также обнаруживает заметные сдвиги в их функциональном состоянии, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут фиксироваться и перерастать в патологические состояния. Так, деятельность операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами, протекающая в условиях временной неопределенности, сопровождается противоречивой динамикой функционального состояния физиологических и психологических систем. С одной стороны, условия гиподинамии, недостаточной афферентации и монотонии приводят к снижению функционального тонуса этих систем. Физиологические обследования, проведенные на операторах в производственных условиях, свидетельствуют о понижении артериального давления, урежении дыхания и частоты сердечных сокращений. С другой стороны, необходимость вмешательства в управление при внезапном возникновении значимого рассогласования в системе заставляет, оператора постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне состояние готовности к экстренному действию. Произвольная регуляция готовности к экстренному действию в условиях монотонии и гиподинамии достигается ценой значительных нервных нагрузок и психического напряжения. Уже после двух-трех часов работы наблюдаются статистически значимые сдвиги в гуморальных и биохимических системах организма, свидетельствующие о развитии психической напряженности. При некоторых неблагоприятных режимах труда эти отрицательные сдвиги не снимаются даже в период отдыха, а, накапливаясь, переходят в болезненные состояния (предгипертонические состояния, бессонницу, тремор рук и т.д.).
Похожие статьи:
Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской
одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...
Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование
творческих способностей
К общим способностям относятся необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память и т.д. Эти качества необходимы для учебной работы и для овладения различными видами труда. В зависимости от преобладания тех или иных общих особенностей, школьников подразделяют на 3 ти ...
Задачи социопедагогики
осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу; использование факторов среды в социальном развитии и воспитании челове ...