Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков

Педагогика и воспитание » Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии » Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков

Страница 5

Под «обучением» И.Ф. Харламов понимает «…целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений». Таким образом, он отмечает, что обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей. В этой связи И.Ф. Харламов раскрывает сущность понятий «знание», «умение», «навык», «способности».

Говоря о сущности знания, И.Ф. Харламов подразумевает два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. И.Ф. Харламов отмечает, что в тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. А навыки И.Ф. Харламов рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Ученый приводит определение «способностей». «Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности». И.Ф. Харламов, по аналогии с В.А. Крутецким, считает, что способности формируются только в процессе соответствующей деятельности.

И.Ф. Харламов, как и В.А. Крутецкий, подразделяет способности на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, он относит такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям, по мнению ученого, относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам».

Таблица 1.1. Характеристика основных положений концепций по развитию способностей

Основные положения концепции

Б.М. Теплов

С.Л. Рубинштейн

Р.С. Немов

В.А. Крутецкий

И.Ф. Харламов

1. Определение понятия «Способности»

Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются.

Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения

Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

2. Отличие способностей от знаний, умений, навыков

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

3. Процесс создания и развития способностей

Способности создаются в деятельности.

Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали.

В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности.

4. Личностный подход к определению способностей

Отсутствует

Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности.

Отсутствует

5. Роль задатков в развитии способностей

Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, зв ...

Базовый курс информатики в системе непрерывного образования
Происходящие в современном обществе процессы, связанные с глобальной информатизацией, делают необходимой формирование системы непрерывного образования в области информатики. В конечном итоге эта система должна охватить все ступени образования: от начального школьного до высшего и послевузовского. О ...

Выявление уровня коммуникативных навыков детей
Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями? А) Всегда Б) Никогда В) В зависимости от настроения Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками? А) Легко, ему нравится заводить новых друзей Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу В) Он не любит ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru