Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:
а) культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;
б) постановка ребенка в ситуации выбора;
в) обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
г) ориентация на особенности возрастного развития подростка.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации. Модель развития социальной компетентности подростков в школе, представленная в таблице 1, состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-деятельностного, технологического, результативного. Состояние каждого компонента модели, их взаимодействие определяется процессом социально-педагогической работы и педагогическим управлением.
Таблица 1. Модель развития социальной компетентности подростков в школе
Целевой блок | ||||
ЦЕЛЬ |
развитие социальной компетентности младшего подростка | |||
ЗАДАЧИ |
развитие когнитивного компонента |
Развитие личностного компонента |
Развитие деятельностного компонента |
Развитие нравственно-ценностного компонента |
Организационно-деятельностный блок | ||||
ПРИНЦИПЫ |
Системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов | |||
УСЛОВИЯ |
Социальные, индивидуально-психологические, организационно-педагогические | |||
ФУНКЦИИ |
аналитико-диагностические |
прогностические |
социально-педагогическая поддержка |
социально-профилактические |
Технологический блок | |
ЭТАПЫ |
Диагностический |
Прогностический | |
Практический | |
Оценочно-рефлексивный | |
ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ |
Учебный процесс |
Воспитательная работа | |
Дополнительное образование | |
Работа с родителями | |
Результативный блок | |
Критерии |
Показатели |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ |
Общительность, уверенность в себе, организованность |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ |
Социальная адаптированность, социальная активность, самостоятельность, нравственность |
Результат |
СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДРОСТОК |
В технологическом блоке модели развития социальной компетентности подростков можно определить четыре пути развития: учебный процесс, воспитательная работа (внеурочная деятельность), дополнительное образование и работа с родителями. Методическую базу по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы 2.
Похожие статьи:
Формирование грамматических навыков при работе с поэтическим материалом на
уроке английского языка
Многие школьные учителя-практики (и начинающие, и с большим стажем работы) отмечают, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят удовлетворения ни учите ...
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии. Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медици ...
Базовый курс информатики в системе непрерывного образования
Происходящие в современном обществе процессы, связанные с глобальной информатизацией, делают необходимой формирование системы непрерывного образования в области информатики. В конечном итоге эта система должна охватить все ступени образования: от начального школьного до высшего и послевузовского. О ...