Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Педагогика и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 1

Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:

а) культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;

б) постановка ребенка в ситуации выбора;

в) обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;

г) ориентация на особенности возрастного развития подростка.

Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации. Модель развития социальной компетентности подростков в школе, представленная в таблице 1, состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-деятельностного, технологического, результативного. Состояние каждого компонента модели, их взаимодействие определяется процессом социально-педагогической работы и педагогическим управлением.

Таблица 1. Модель развития социальной компетентности подростков в школе

Целевой блок

ЦЕЛЬ

развитие социальной компетентности младшего подростка

ЗАДАЧИ

развитие когнитивного компонента

Развитие личностного компонента

Развитие деятельностного компонента

Развитие нравственно-ценностного компонента

Организационно-деятельностный блок

ПРИНЦИПЫ

Системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов

УСЛОВИЯ

Социальные, индивидуально-психологические, организационно-педагогические

ФУНКЦИИ

аналитико-диагностические

прогностические

социально-педагогическая поддержка

социально-профилактические

Технологический блок

ЭТАПЫ

Диагностический

Прогностический

Практический

Оценочно-рефлексивный

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

Работа с родителями

Результативный блок

Критерии

Показатели

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Общительность, уверенность в себе, организованность

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социальная адаптированность, социальная активность, самостоятельность, нравственность

Результат

СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДРОСТОК

В технологическом блоке модели развития социальной компетентности подростков можно определить четыре пути развития: учебный процесс, воспитательная работа (внеурочная деятельность), дополнительное образование и работа с родителями. Методическую базу по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития
В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды ...

Требования к усвоению освоения и содержания курса
На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов. Семь главных правил юных оригамистов: 1. Готовь квадратики дома заранее. 2. Работай молча. 3. Хочешь спросить - подними руку. 4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на д ...

Организационные вопросы подготовки экскурсии
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойства ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru