Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности » Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

Страница 3

М.Н. Шардаков выделял такие средства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока, увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учитель просит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную и двигательную активность, и их внимание не отвлекается.

Таким образом, идеи, высказанные в работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.

Б.Г. Ананьев полагал, что для воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям ребенка, воспитание воли, твердости характера. Также он отмечал особо важное значение для сохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся: понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.

Зная проблемы у детей со вниманием младших школьников, психолог может составить программу коррекции внимания, используя специальные методики и игры для развития произвольного внимания, например, "Найди отличия", "Что изменилось?", "Муха" и т.д. Учитель может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о них пойдет в следующей главе.

Из выше сказанного можно сделать вывод. Младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания. Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Главные, на наш взгляд, условия – использование мыслительных приемов в учебном процессе, развитие учебной мотивации, рациональная организация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических принципов также значимо для развития внимательности. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Интеллектуально одаренные дети
Как показывает практика, для успешного интеллектуального развития одаренных школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Первоначальным необходимым условием является использование научных представлений и методов к проблеме выя ...

Классификация разрезов
Рис.5 . Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...

Функции и противоречия педагогической деятельности
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: ориентационная; развивающая; мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); информационная. Эта группа ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru