Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности » Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

Страница 2

Л.С.Выготский полагал, что "глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе". Это связано с явлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу, сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, что говорит о знании им материала.

Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

Н.Ф.Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала.

Л.С.Выготский считал, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниями внимания, "чтобы на моменты подъема силы внимания приходились наиболее ударные и важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали наименее важные части изложения".

Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н.Ф.Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к III классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за чистотою письма, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

Произвольное внимание – один из главных факторов успеваемости. Исследуя связь свойств внимания и успеваемости, Т.М. Марютина установила, что хорошо развитое и продолжающее совершенствоваться произвольное внимание может и не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успешность в обучении отдельным предметам определяют разные свойства внимания. При исследовании учеников с развитым произвольным вниманием были получены такие данные.

При овладении математикой была установлена особая роль объема и устойчивости и распределения внимания. Однако выяснилось, что часто дети с хорошей устойчивостью внимания на уроке обнаруживают слабые способности в математике. При усвоении русского языка особое значение имеют распределение внимания, т.к ребенок должен одновременно выполнять несколько действий, и его объем. Овладение чтением связано с устойчивостью внимания.

Очень важным для организации внимания является умение учителя внести известную эмоциональную насыщенность, так мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило интерес,. Также необходимо, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для учащихся, тогда они могут почувствовать свою успешность в учении.

Проблема формирования внимания в процессе учебной деятельности поднималась в трудах многих отечественных психологов. Н.Ф. Добрынин считал важнейшим средствам развития произвольного внимания не просто деятельность, а осознание значимости ее для личности человека и важности внимания для выполнения деятельности. Это показывает, что внимание тесно связано с мотивацией ребенка. Ученый предлагал воспитывать внимание путем воспитания личности, особенно через развитие интересов и познавательных процессов школьника.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Состояние словообразования существительных у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...

Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и т ...

Понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики
В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела &q ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru