Методы и формы воспитания детей старшего дошкольного возраста культуре поведения

Педагогика и воспитание » Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста » Методы и формы воспитания детей старшего дошкольного возраста культуре поведения

Страница 1

Метод (от греч. слова metodos – буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Форма воспитания – внешнее выражение этого процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные.

В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения, начатое в младшей и средней группе, активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

Эффективным методом формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны быть органически включены в систему многообразных методов воспитания.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом возрастных и, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Очень важен и глубокий анализ конкретных фактов и поступков, положенных в основу этических бесед. Такая подготовка бесед обеспечивает их эффективность, способствует более глубокому усвоению детьми их программного содержания.

Число подобных бесед невелико: пять – семь в год, т. е. один раз в течение полутора-двух месяцев. Продолжительность – 20 – 25 минут. По усмотрению воспитателя эти беседы могут быть проведены как в первой, так и во второй половине дня.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Главное – добиться, чтобы этическая беседа пробуждала активность переживаний детей, глубокое осмысливание ими обсуждаемых поступков и правил общественного поведения.

В этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо – плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок.

Темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Наши добрые дела», «Будь вежлив», «Будь аккуратен», «Я дома» и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Планирование методической работы
Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. ...

Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...

Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
В проведении констатирующего эксперимента по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста я воспользовалась опытом работы психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга. Это исследование было ориентировано непосредственно на выявление пре ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru