задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;
нервно-психические отклонения в раннем детстве.
Факторы наследственной отягощенности:
психические заболевания;
алкоголизм;
наркомания.
Факторы нарушенного онтогенеза:
черепно-мозговые травмы;
психотравмы;
тяжелые соматические заболевания.
Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:
неполные, распавшиеся семьи;
отсутствие семьи;
деструктивные семьи;
психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.
Нарушение психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:
формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;
избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;
формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;
снижение успеваемости;
нарушения школьной дисциплины;
неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
конфликтность в отношении с учителями и администрацией школ;
нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по "территориальному" принципу;
уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;
отсутствие устойчивых увлечений;
склонность к асоциальным формам поведения.
Психологические факторы:
зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я - концепции от влияния референтной группы сверстников;
игнорирование системы социальных установок и ролей;
несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;
отсутствие к стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
отсутствие сформированного представления о жизненных целях;
отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих).
Для того чтобы старший подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это может затруднять саму возможность дальнейшего конструктивного развития их собственной "Я-концепции".
Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Самооценка — субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.
Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее. И тогда "Я-концепция" действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Похожие статьи:
Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике
в 8 классе
Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся ...
Приемы формирования читательских умений у младших школьников
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения. Формироваться умения будут, через следующие приемы и мет ...
Способности к работе в команде
Под командой понимается в данном случае рабочая группа, для которой характерен ряд специфических признаков. Речь идет о малой (по функциональным признакам) структурированной группе с четко определенной целью. Цель состоит в решении комплексных проблем, которые не могут быть решены в одиночку. Подоб ...