Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Страница 4

низкая самооценка;

фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей;

неспособность идентифицировать или выразить чувства;

неспособность просить о помощи: "Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботится";

экстремальное мышление.

Можно выделить следующие черты личности подростка начавшего употреблять наркотические вещества, которые могут стать факторами наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т.д.

Связи старшего подростка, регулярно употребляющего наркотические вещества, с обществом обычно ограничиваются контактами с членами группы, в которой употребление наркотических веществ являются "нормой". С точки зрения психической структуры, наркоман принадлежит к типу личности, проявляющему слабую переносимость боли и эмоционального стресса. Если у него отсутствуют близкие контакты с себе подобными, то он утрачивает чувство уверенности и видимость оптимизма.

Выделяют специфические и не специфические признаки начала употребления наркотических веществ. К специфическим признакам относят наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта. А к неспецифическим, которые, по мнению В. В. Лозового параллельно можно рассматривать и как факторы, приводящие к началу употребления наркотических веществ старшими подростками, относят:

Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

Появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

Компания, с которой общается старший подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотические вещества и/или другие психоактивные вещества.

Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, "обжорства"; эпизодически тошнота, рвота.

Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

"Беспричинное" сужение или расширение зрачков.

Итак, наркотическая зависимость – заболевание, характеризующееся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности. В литературе выделено 3 стадии развитии наркомании:

1. Стадия психического влечения к наркотику характеризуется возникновением синдрома психической зависимости от препарата.

2. Стадия развития наркотической зависимости, характеризуется формированием физической зависимости от наркотика.

3. Этап развития соматической патологии. На данной стадии прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции.

Можно выделить основную группу факторов, способствующих наркотизации старших подростков:

нравственная незрелость старшеклассника

неблагоприятные отношения в семье

наследственная предрасположенность

индивидуально-психологические особенности личности старшего подростка.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

История развития видов живописи
Технология живописных материалов и техника живописи имеют свою историю развития. Технология живописных материалов занимается изучением живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее целесообразного применения их в живописи. В своей работе художник применяет определенные ...

Понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики
В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела &q ...

Особенности организации умственного труда с использованием компьютера
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и использования знаний ка ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru