Формы и методы профессиональной ориентации

Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня развития его способностей у профессионалов. В конечном итоге такой подход сведет всю профориентационную работу к профотбору, что уже имело место в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Социально-профессиональная адаптация.

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами, необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств, необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле:

Вместе с тем, профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессионального самоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы, которые адекватно отражают реальный запрос клиента, а для этого ему самому необходимо ориентироваться во всем многообразии существующих психологических направлений и школ.

Похожие статьи:

Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества
Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков ...

Анализ и оценка деятельности старших дошкольников на занятиях лепки
Опытно-экспериментальная работа проходила в сентябре 2009 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальная и контрольная (по 10 дошкольников). Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: – Определение умения ставить цел ...

Методика обучения учащихся решению задач
Этапы решения геометрических задач: I Этап: Выделение требования задачи, объектов и отношений между ними, выполнение рисунка, отметка на нем данных и искомых элементов, краткая запись условия и заключения задачи. Какая фигура дана? Что известно? Что необходимо найти? II Этап: Анализ условия и требо ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru