Содержание и источники воспитания

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Содержание и источники воспитания

Страница 2

В 1988 г. выходит учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, где определен такой порядок направлений воспитания: – формирование марксистско-ленинского мировоззрения, атеистическое воспитание, – умственное, – идейно-нравственное (экология, гуманизм, демократизм, интернационализм, мир, дружба), – трудовое, правовое и экономическое, – эстетическое, – физическое.

И.Ф. Харламов в учебнике «Педагогика», вышедшем в 1990 г. называет: – формирование научного мировоззрения, – нравственное воспитание, – воспитание патриотизма и интернационализма, – трудовое воспитание и профориентация, – воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, – эстетическое, – физическое.

Б.Т. Лихачев в курсе лекций «Педагогика» (1993 г.) выделяет: – формирование мировоззрения, – гражданское воспитание, – трудовое, – нравственное, – эстетическое, – физическое, – воспитание сознательной дисциплины и самодисциплина.

В.А. Сластенин в учебнике «Педагогика» (1998 г.) указывает на – умственное, – нравственное, – трудовое, – физическое, – политическое и интернациональное, – эстетическое, – правовое, – экологическое, – экономическое, – религиозное.

Давайте подумаем, в связи с чем происходит изменение названий и приоритетность того или иного направления воспитания. Сделайте вывод и запишите его.

В ходе обсуждения приходим к выводу о влиянии социально-политических и экономических условий в стране на формирование содержания воспитания.

Как вы думаете, в чем достоинства и недостатки определения содержания воспитания по направлениям?

Достоинства – разностороннее воспитание, возможность проявления различных способностей, задатков, интересов.

Недостаток – воспитание по частям ведет к дробности личности, к перекосу в сторону одного направления и потере другого.

Некоторые современные педагоги придерживаются иного подхода к определению содержания воспитания. Интересна позиция О.С. Газмана.

С его т.з., если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить, что с позиций общечеловеческих все – и родители, и школа, и местные органы гос. власти сойдутся на том, что растущему человеку, прежде всего, необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые являются базой для способности к саморазвитию, самореализации, самоопределению). В этих трех категориях содержится генетический код человечества, через них осуществляется передача культурного наследия, всего того, что накоплено человечеством в ходе биологической и социальной эволюции. Таким образом, этими тремя блоками можно обозначить задачи работы любого классного руководителя.

Эти задачи должны реализоваться для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных для него видах деятельности (учебной, производственной и досуговой), в общении со средствами массовой коммуникации, со сверсниками, со взрослыми, с искусством, в обыденной (бытовой) сфере, т.е. бытие (образ жизни дома, в школе). Иначе говоря, деятельность, общение, бытие (образ жизни) ребенка это те основные средства, через окультуривание которых воспитатель осуществляет и физическое, и нравственное воспитание, и содействует развитию способностей ребенка. Каждый воспитатель формирует личность ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, заботится о его здоровье, нравственности, способностях.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Компьютерные и новые информационные технологии
1. Возможности программы Power Point Перспективными направлениями в преподавании курса ОБЖ являются компьютерные и информационные технологии, которые невозможно успешно без ТСО, без компьютеров и мультимедийных средств. Но к сожалению, очень часто материал лекций находится на бумажных носителях, а ...

Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии
Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний ...

На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом
Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? В значител ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru