Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия и исследования Евразии»

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия и исследования Евразии»

Страница 1

Фрагмент урока географии в 7-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: «Отечественные имена на карте Евразии».

Задачи фрагмента урока:

познакомить учащихся с историей исследования материка,

сформировать знания об отечественных исследователях и путешественниках, чьи имена отражены на карте Евразии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Соответствующий моменту слайд презентации

Знакомит учащихся со значением русских исследователей и путешественников в открытии и изучении Евразии.

Записывают тему в тетради.

Слайд №1

«Отечественные имена на карте Евразии»

Предлагает учащимся рассмотреть карту Евразии в атласе и постараться отыскать и назвать географические объекты названные именами русских исследователей и путешественников. Помогает, задавая наводящие вопросы или давая подсказки:

– широта и долгота;

– находящиеся рядом крупные географические объекты и т.п.

Ищут географические объекты, записывают их названия в тетрадях или отмечают в карте атласа.

Слайд №2.

Физическая карта Евразии.

Показывает объекты на карте, дает краткое их описание.

Слушают, главные тезисы записывают в тетрадь.

Слайд №2.

Физическая карта Евразии.

Слайды №3 «Мыс Дежнева»

Перечисляет главные заслуги русских исследователей и путешественников, рассказывает интересные факты об их исследованиях и открытиях. По ходу рассказа задает наводящие вопросы ориентируясь на уже полученные учащимися знания.

Записывают в тетрадь главные заслуги русских исследователей и путешественников. По возможности дополняют рассказ учителя из собственных общих знаний. Отвечают на вопросы.

После работы с презентацией проводит контроль усвоения знаний. Предлагает учащимся на выбор разноцветные карточки на обратной стороне которых портреты русских исследователей и путешественников. Оценивает ответы.

Устно отвечают.

Дополнительный материал для учителя:

Челюскин, Семён Иванович (около 1700–1764) – знаменитый русский полярный мореплаватель. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733–1743 гг. участвовал во второй Камчатской экспедиции. Работал в отрядах В.В. Прончищева, затем Х.П. Лаптева. В 1741–1742 гг. исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин. В 1760 году в чине капитана 3-го ранга ушёл из флота.

В 1933 году в его честь был назван новый пароход, ставший позже знаменитым.

Во время 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурман С.И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году достигли мыса, названного ими Восточно-Северный. «…Остался неохваченным только самый северный берег Таймыра. К нему в начале марта 1741 года направился Семен Челюскин, выйдя из Туруханска, где отряд провел зиму. Он достиг устья Хатанги и, следуя направлению береговой линии, пошел на север. От мыса Фаддея он вел съемки. И 22 мая на его карте обозначился самый северный мыс полуострова и всего огромного материка Евразии, который он назвал мыс Северо-Восточный. «Сей мыс каменный, приярый, высоты средней, – записал Челюскин в путевом журнале. – …Здесь именован мною оный мыс… Здесь поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою». К 100-летию экспедиции мыс был переименован Российским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин. В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893 – норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его.

Немало высказано было сомнений в том, совершил ли в самом деле штурман Челюскин открытие мыса, названного потом его именем. Но документы подтвердили, что открытие сделано именно им.

Российский академик А.Ф. Миддендорф, путешествовавший по Таймыру в 1848 году, утверждал: «Челюскин – не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достичь этого мыса… и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в этом крае… Челюскин из участников экспедиции всех точнее и отчетливее в своих показаниях».

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Эхолалия
Известно, что в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Функции этого подражания, впрочем, трудно определить в одной формуле. В аспекте поведения подражание есть идеомоторное приноравливание за счет которог ...

Занятие как основная форма экологического образования дошкольников
Одним из важных средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста является систематическое обучение на занятиях. На протяжении ряда десятилетий XX в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фрон ...

Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания
К.П. Корневым и Н.Н. Шушариной реализован подход, при котором в процессе подготовки к выполнению лабораторной работы, кроме изучения теоретического материала и методики выполнения работы, обучаемый решает, несколько специально подобранных задач. Задачи имеют исследовательский характер и подобраны т ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru