Предупреждение графических ошибок

При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Как эти трудности сказываются при изучении букв? Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать комплекс упражнений:

копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других. Примеры таких заданий мы приводили в пособии. Здесь воспроизводим лишь некоторые из них. Вы можете варьировать эти задания, усложнять или упрощать их в зависимости от успешности выполнения. Например, копирование фигур (рис. 4 а) или дорисовывание недостающей стороны (рис. 4).

Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие:

· Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур (рис. 4), (рис. 5);

· нарисуй квадрат (рис.6);

· поставь точку посередине сверху над квадратом;

· поставь точку посередине снизу под квадратом;

· поставь точку справа посередине;

· поставь точку слева посередине.

Если все выполнено правильно, усложняем задание:

· соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;

· соедини точки справа и слева прямой линией.

Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники (рис. 7а). А теперь попробуем посчитать:

· сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);

· сколько получилось квадратов.

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Вот еще аналогичное задание:

· нарисуй прямоугольник;

· поставь точки: в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в середине верхней стороны, в середине нижней стороны;

· соедини эти точки прямыми линиями;

· посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников;

· заштрихуй их разным цветом.

Все получилось? Очень хорошо. А теперь:

· обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;

· соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.

· В результате должны получиться вот такие рисунки (рис. 146); посчитай, сколько теперь у нас прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Мы хотим еще раз напомнить, что при обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Похожие статьи:

Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного оздоровительного досуга
Когда за окном слякоть, мало солнца, самое время помечтать о летнем отпуске. Как же с пользой для всей семьи провести отпускные дни? Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но не имеет достаточного опыта в организации совместных с детьми туристических походов, можно обратиться к с ...

Общее понятие об уроке в школе
В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные т ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru