Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания

Педагогика и воспитание » Особенности экологического образования и воспитания младших школьников » Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания

Страница 3

Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Указом Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный Закон «О государственной политике области экологического образования». Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических ВУЗах России. Состоялся первый выпуск бакалавров первого в России негосударственного высшего учебного заведения экологического профиля- Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Одним из важнейших направлений своей деятельности МНЭПУ считает содействие «становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и «биосферы».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее генеральный директор Ф.Майор, считает необходимым постановку глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организации и кончая ВУЗами системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.).

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание по Н.Ф.Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенных в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т.д. могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, понятны и применимы всеми:

- всякая жизнь самоценная, уникальная и неповторимая: человек ответственный за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношений с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивей. Призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20-50 лет Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

- сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытесненным ведением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведений, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран) от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы – в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов» через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей природной среды.

Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе смены приоритетов воспитание экологического сознания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха- экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономическому образу жизни.

Конечно, одного экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Но с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором экономика наряду вместе в экологией, людьми, у которых сформировался антропоцентрический тип экологического сознания?

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были ...

Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления
Для перевода целого десятичного числа N в систему счисления с основанием q необходимо N разделить с остатком ("нацело") на q, записанное в той же десятичной системе. Затем неполное частное, полученное от такого деления, нужно снова разделить с остатком на q, и т.д., пока последнее получен ...

Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru