Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания

Педагогика и воспитание » Особенности экологического образования и воспитания младших школьников » Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания

Страница 3

Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Указом Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный Закон «О государственной политике области экологического образования». Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических ВУЗах России. Состоялся первый выпуск бакалавров первого в России негосударственного высшего учебного заведения экологического профиля- Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Одним из важнейших направлений своей деятельности МНЭПУ считает содействие «становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и «биосферы».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее генеральный директор Ф.Майор, считает необходимым постановку глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организации и кончая ВУЗами системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.).

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание по Н.Ф.Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенных в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т.д. могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, понятны и применимы всеми:

- всякая жизнь самоценная, уникальная и неповторимая: человек ответственный за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношений с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивей. Призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20-50 лет Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

- сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытесненным ведением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведений, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран) от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы – в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов» через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей природной среды.

Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе смены приоритетов воспитание экологического сознания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха- экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономическому образу жизни.

Конечно, одного экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Но с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором экономика наряду вместе в экологией, людьми, у которых сформировался антропоцентрический тип экологического сознания?

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Проведение профессиональной ориентации в системе образования
На сегодняшний день, профессиональная консультация является не только элементом системы профессиональной ориентации, но и элементом психологической помощи. Профессиональная психологическая консультация поводится в ситуациях, когда человеку сложно принять решение в силу определенных обстоятельств (л ...

Гуманитарно-ориентированное обучение математике по образовательной технологии “Школа 2100”
Современные подходы к организации системы школьного обра­зования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования. Гуманитариз ...

Понятие об изобразительных средствах речи
Слово получает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепко спаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можно вместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определитс ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru