С появлением в школьном учебном плане основ информатики, постепенным оборудованием школ компьютерами и прикладными программными средствами появляется необходимость в отборе содержания образования по информатике.
Проектирование содержания образования по информатике является одной из сложнейших задач методики. Это обусловлено тем, что информатика выделена в самостоятельную учебную дисциплину сравнительно недавно, и содержание образования по информатике окончательно не сформировалось, а методика обучения информатике находится в поисках фундаментальной основы.
Проблема конструирования содержания образования по информатике в числе других педагогических проблем стоит на одном из первых мест.
В настоящее время в школах существуют профильные классы, где изучается расширенный по содержанию курс информатики.
Важной задачей классов с углубленным изучением информатики (профиль - «Информатика») является подготовка специалистов в области информатики.
В соответствии с законом «Об образовании» современная школа имеет право на создание собственных учебных планов в соответствии с образовательными потребностями школьников. Современное состояние информатики характеризуется повсеместным переходом к новой объектно-ориентированной парадигме программирования.
Проблема содержания образования в ряду других педагогических проблем всегда стояла на первом месте. И это понятно: человечеству на всех этапах своего развития приходилось решать, чему учить подрастающее поколение. Актуальность эта проблема сохраняет и в наши дни.
Основными направлениями являются: методологические проблемы содержания образования, сущность социально-исторического опыта, который входит в содержание образования, определение критериев для отбора и структуры содержания образования.
Важным является вопрос о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования, в какой последовательности их расположить.
Содержание общего среднего образования необходимо рассматривать в единстве следующих аспектов: социальной сущности, педагогической принадлежности содержания образования и системно-деятельностного способа его рассмотрения.
Социальная сущность содержания образования определяется тем, что именно оно, вместе с процессом обучения, служит главным средством передачи социального опыта подрастающим поколениям.
Содержание образования - категория педагогическая, поскольку оно не копирует социальный заказ, а переводит его на язык педагогики. Разрабатывая содержание образования, педагог-ученый тем самым раскрывает и конкретизирует социальный заказ средствами своей науки, а учитель, реализуя в практической деятельности это содержание, тем самым выполняет социальный заказ.
Любой сложный объект не может рассматриваться иначе как с позиций системного подхода. Содержание передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения. Формирование содержания происходит не случайно, а осуществляется в деятельности дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики.
Исходя из учета социальной сущности и педагогической принадлежности, содержание образования можно определить как педагогическую модель социального заказа, обращенного к школе.
Обзор реальной картины формирования содержания образования позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней формирования такого содержания.
Похожие статьи:
Педагогико-теоретические основы экологического образования и
воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...
Линия информации и информационных процессов как одна из основных содержательных
линий базового курса информатики
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов: вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы; вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информа ...
Возможности организации и проведения семейного, оздоровительного досуга с
детьми старшего дошкольного возраста
Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, хотя это совсем н ...