Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике

Педагогика и воспитание » Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников » Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике

Страница 2

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Задача четвертого этапа — самоконтроль и самооценка. Самокон­троль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алго­ритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с предполагаемым оппо­нентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит около 20—25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накоплен­ных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой — опере­жающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли воз­никнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы от­корректировать ситуацию на том же уроке.

Следует обратить внимание и на организационные моменты, постановку общих целей и задач в начале урока и подведение итога деятельности в конце урока.

Таким образом, уроки введения нового знания в деятельностном подходе имеют следующую структуру:

1) Организационный момент, общий план урока.

2) Постановка учебной задачи.

3) “Открытие” детьми нового знания.

4) Первичное закрепление.

5) Самостоятельная работа с проверкой в классе.

6) Повторение и закрепление ранее изученного материала.

7) Итог урока.

(См. приложение 2.)

Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктив­ная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому воз­можно чаще на дом следует предлагать задания, в которых требуется соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и законо­мерности. Только в этом случае знание становится мышлением, обре­тает последовательность и динамику.

Тренировочные упражнения

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изу­ченного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное измене­ние: происходит виток в процессе познания.

По мнению Л.В. Занкова, закрепление материала в системе разви­вающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий ха­рактер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей — углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей.

Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматрива­ет уроков “чистого” закрепления. Даже в уроки, главной целью кото­рых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы — это может быть расширение и углубле­ние изучаемого материала, опережающая подготовка к изучению сле­дующих тем и т.д. Такой “слоеный пирог” позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подго­товки имеют достаточно времени, чтобы “не спеша” усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки привлекательными для всех детей — и сильных, и слабых.

Отсроченный контроль знаний

Завершающая контрольная работа должна быть предложена уче­никам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль — по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя — вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Описанная технология обучения — деятельностный метод — разработана и реализована в курсе математики, но может, по нашему мнению, применяться при изучении любого предмета. Этот метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятелъностного подхода.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Воображение и творческий потенциал личности
Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир кул ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания
К.П. Корневым и Н.Н. Шушариной реализован подход, при котором в процессе подготовки к выполнению лабораторной работы, кроме изучения теоретического материала и методики выполнения работы, обучаемый решает, несколько специально подобранных задач. Задачи имеют исследовательский характер и подобраны т ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru