Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Педагогика и воспитание » Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Страница 5

На данном этапе опытной работы дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.

IV этап.

Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

Задание 1. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассмотрели несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).

Воспитатель задала детям вопросы для активизации наблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: «На какие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», дети сравнивали мяч с шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом.

Воспитатель: «Это предметы-братья мяча. А теперь, давайте найдем предметы-братья для других предметов».

Затем каждый ребенок девал свое сравнение предмету:

Настольная лампа: «Она похожа на гриб» (Оля П.), «светит как солнышко, оно тоже светит» (Женя К.), «шнур у нее как веревка» (Аня А.), «а еще она как свечка светит или как маленькая люстра» (Саша К.).

Аквариум: «как дом стеклянный для рыбок» (Миша Ш.), «как большая банка с водой» (Ира Р.), «похож на маленькое море» (Наташа Б.), «как пруд с рыбками, только дома» (Петя В.).

Книга: «У нее есть листочки как у дерева» (Вера О.), «она похожа с тетрадкой, только толще, но выглядит также – обложка и листочки» (Сережа К.), «как будто страницы – это поле со снегом, а на нем букашки черные» (Оля П.).

Задание 2. Воспитатель предложила детям следующее задание: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».

Дети, нарисовав предметы, придумали загадки, например:

Цветок (Аня А.): «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики» (Ира Р.), «растет, цветет, пахнет, как духи» (Наташа Б.).

Солнце (Вера О.): «Желтое, как цыпленок, круглое, как блин» (Женя К.), «летом греет, как печка» (Саша К.), «утром, днем и вечером большая тарелка на небе» (Петя В.).

Самолет (Миша Ш.): «Большая железная машина с крыльями» (Сережа К.), «летает, с крыльями, но это не птица, большой» (Оля П.), «по небу железная птица людей несет» (Женя К.).

Задание 3. Игра «Отгадай и найди предмет».

Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню. Остальные дети в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав загадку, придуманную детьми.

Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке.

В ходе игры детьми были составлены и отгаданы следующие загадки:

Чудо-ящик сам говорит, поет, новости передает. (Радио)

Большое озеро в стекле, а там много жителей. (Аквариум)

Деревянная палочка бегает по белому полю и за собой следы оставляет. (Карандаш)

Она нас встречает и провожает. (Дверь)

Они молчат и учат нас. (Книги)

Большой хранитель наших вещей. (Шкаф)

Он мягкий и теплый как ласковый зверь, лежит под ногами и

греет. (Ковер)

В стеклянном домике огонек горит. (Лампочка)

Он за окном зимой и летом нам говорит, во что одеваться.

(Градусник)

Игра вызвала большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие статьи:

Применение методов Е.Б. Вахтангова в современных педагогических ВУЗах
Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, паден ...

Дидактические принципы
Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы. Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах: заинтересов ...

Планирование методической работы
Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru