Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Педагогика и воспитание » Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко » Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Страница 1

Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон, наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитанникам как опыт жизни их старших товарищей.

Воспитательный коллектив есть целый организм, однако практика воспитательной работы показывает, что "непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях".

Такой первичный коллектив может быть организован и как обычный класс, он может быть организован и по производственному принципу - как бригада, и по территориальному - как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении.

Нужно отметить, что А.С. Макаренко был сторонником объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими целями. "Такая организация, - писал А.С. Макаренко, - дает большой воспитательный эффект - она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое".

Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение "подчиняться товарищу" и "приказать товарищу", принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.

А.С. Макаренко указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними только то, что и дисциплина и режим организовывают известным образом жизнь детского коллектива. Но в противоположность режиму, представляющему собой средство, при помощи которого коллектив организовывает внешние рамки поведения" воспитанников, дисциплина - не средство, а результат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива. Такая дисциплина сознательна, она не является средством подавления личности.

Дисциплина, по Макаренко, вытекает из жизненных инстинктов и опыта коллектива, складывается в борьбе коллектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Промежуточный и итоговый контроль знаний в ходе изучения линий базового курса
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. Процесс кон ...

Освоение новых технологий формирования физической культуры молодого поколения
Традиционно теоретические знания в области физической культуры осваивались детьми и молодежью в ходе прослушивания лекций, бесед со школьными учителями, тренером, иногда с врачом. Однако такие знания формировали лишь элементарную информативность о пользе занятий физическими упражнениями и спортом д ...

Понятие «Я-концепции» и её формирование
Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru