Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Страница 4

Эта группа заданий на проверку правильности образования:

- имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

глаголов при помощи приставок;

относительных прилагательных;

притяжательных прилагательных;

Задание 1.

Назвать картинки по типу: стол-столы

Задание 2.

Дополнить одним словом предложения, составленные взрослым по картине. Например, взрослый говорит: «Девочка цветы из лейки …, Девочка молоко в чашку …, Мальчик воду из ведра…».

Задание 3.

Ребенку предлагается назвать признак предмета с учетом того материала, из которого сделан предмет. Например, взрослый говорит: «Лопата из железа. Какая она?» (железная)

Монета из меди….

Ложка из олова…

Платье из шелка…

Рукавички из шерсти…

Шапка из меха…

Шляпка из соломы…

Сумка из кожи…

Задание 4.

Ребенку предполагается ответить на вопрос о том, чья голова и хвост у того или иного животного, изображенного на картине. Но сначала надо дать пример подобного ответа.

Если в результате проверки состояние грамматических систем у ребенка старшего дошкольного возраста выясняется их недостаточная сформированность, то это следует рассматривать как несомненную предпосылку аграмматической дисграфии.

Если данная система не будет сформирована у ребенка к семи годам, то нужно немедленно начинать корректно-профилактическую работу с ребенком в этом направлении.

Анализ экспериментальных данных

С целью выявления предрасположенности к нарушению письменной речи у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент.

В нем участвовали 10 детей с диагнозом ОНР 3 уровня в возрасте от 6 до 7 лет. Эксперимент был проведен на базе МДОУ компенсирующего вида № 7 «Сказка» , г. Трехгорного.

Методика экспериментального исследования включала сбор анкетных данных, анамнестических данных, выявление уровня речевого и общего развития и предрасположенности детей к каким-либо видам дисграфии.

Для оценки предрасположенности к нарушению письма мы использовали процентный метод обработки данных первичного экспериментального обследования. Отмечалось сколько процентов детей не справилось с заданием.

Полученные данные фиксировались в таблице, а затем переведены в график.

1. Анализ анкетных данных показал, что все дети из благополучных семей, с нормальными социальными условиями. Все дети посещают логопедическую группу детского сада компенсирующего вида. Дома родители занимаются с детьми, следуя советам логопеда группы. Все родители обеспокоены неумением детей пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, ошибками в звукопроизношении.

2. Также из беседы с родителями и анализа медицинских карт можно выяснить общий анамнез, раннее психомоторное развитие, речевой анамнез. Вывод: у 90% детей отягощенный анамнез. Раннее психомоторное и речевое протекало с задержкой. В период внутреутробного развития наблюдались угрозы выкидыша, токсикозы в третий триместр беременности, продолжительные стрессы. Один ребенок родился недоношенным, 50% детей родились с небольшой асфексией. У 70% детей поставлен диагноз ПЭП.

3. Анализ психических особенностей показал, что познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, особенности мышления, запас знаний, состояния внимания и восприятия у 70% детей имеет средний уровень развития, у 30% детей – уровень чуть выше среднего.

4. Анализ данных полученных при выявлении предпосылок дисграфий можно отразить в таблице № 1.

Таблица 1.

№ задания

Предпосылки аккустической дисграфии

Подгруппы звуков

Предпосылки арикуляционно-аккустической дисграфии

№ задания

Предпосылки дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза

№ задания

Предпосылки оптической дисграфии

№ задания

Предпосылки аграмматической дисграфии

1

20%

свистящие

С Ш

С Ш

З З`

Ц С`

40%

1

30%

1

10%

1

а) 40%

б) 70%

в) 70%

г) 40%

2

20%

шипящие

Щ С`

Ж З

30 %

2

10%

2

40%

2

а) 20%

б) 40%

в) 80%

г) 100%

3

40%

соноры

10%

3

20%

3

40%

4

30%

Йотированные

20%

4

60%

4

10%

5

10%

20,7%

25%

30%

20,2%

57,5%

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Новые подходы к организации физического практикума
Анализ литературы, посвященной организации практикумов показывает, что к настоящему моменту разработаны различные методики его проведения. Ведущие ученые стремятся создать образовательную технологию, которая в отличие от традиционных способов проведения лабораторных занятий, позволяет исключить фор ...

Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...

Практика работы по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии
Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение лю ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru